ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ГАРАНТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Человек имеет права и должен отстаивать
их для себя, и для других.
В.Г.Короленко
Охраняться должны не только имущество,
но и духовные права.
С.Н.Лазарев
Состояние прав человека – это визитная
карточка государства во внешнем мире.
Д.В.Вохмянин
Как нами указывалось, гарантии представляют собой правовые средства, которые обеспечивают реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии применительно к конституционным духовно-нравственным и другим правам и свободам человека и гражданина считают обязанностями государства.
В соответствии со статьей 2 Конституции России «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, то есть в обязательные правила для всех членов общества – как облеченных, так и необлеченных властью ¹.
Таким образом, основная обязанность государства сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод (духовно-нравственных, гражданских, социальных и пр.) человека и гражданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права, духовной, орально-душевной и физической автономией человека.
Соблюдение требует от государственных органов не только воздержаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создание условий для их реализации людьми.
Защита предусматривает действие уполномоченных на то государственных органов (судебных и административных) по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых (юридических) гарантий ².
В Конституции Республики Татарстан нет четко выраженного конституционного положения о гарантиях (обязанностях) Республики Татарстан, как это мы видим в Конституции Российской Федерации. Не смотря на это, в Конституции Республики Татарстан можно найти нормы, разбросанные по различным главам, которые так или иначе гарантируют порядок осуществления, охраны и защиты конституционных духовно-нравственных прав и свобод человек и гражданина.
Юридические гарантии духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, а также других, которые были непосредственно закреплены в Конституциях России и Республики Татарстан и в текущем российском и татарстанском законодательстве, условно выделяют в две группы: общие
гарантии и гарантии правосудия ¹.
Статья 45 Конституции России гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Из статьи 25 Конституции Республики Татарстан следует: «Жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства». В соответствии со статьей 18 Конституции России «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина (духовно-нравственных, гражданских, социальных и пр.). Во всех случаях их столкновение с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться всегда правам и свободам ².
Гарантом духовно-нравственных и прочих прав и свобод человека и гражданина выступает Президент Российской Федерации (часть 2 статьи 80 Конституции России). Кроме того, в Республике Татарстан гарантом прав выступает еще и Президент республики Татарстан, как гласит статья 107 Конституции Республики Татарстан.
Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входят в число полномочий Правительства России (статья 114 Конституции России) и Правительства – Кабинета Министров республики Татарстан (статья 119 Конституции Республики Татарстан).
Согласно Федеральному Конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года ³ в целях обеспечения гарантий государственной защиты духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, а также и других прав, их соблюдение и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами была учреждена должность Уполномоченного по правам человека России. Института Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, к сожалению, пока нет.
Согласно статьям 1 и 10 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года (с изменениями и дополнениями) 4, все
государственные органы, в том числе и те, которые осуществляют производство по уголовным делам, обязаны обеспечивать защиту:
- прав и свобод личности;
- духовных и материальных ценностей общества;
- конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности
государства.
На охрану (защиту) вышеуказанных ценностей направлены гражданское, семейное, уголовное и прочее законодательство России, а также законодательство Республики Татарстан. Так, например, в соответствии с частью 2 статьи 2 Гражданского кодекса России неотчуждаемые прав и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством. Защите подлежат духовные и морально-нравственные блага личности, а также неимущественные отношения, которые неразрывно связаны с личностью участвующих в них.
Объектами уголовно-правовой охраны согласно статье 2 Уголовного кодекса России являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений.
Уголовно-правовой охране (защите) подлежат все духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые нашли своре отражение в Конституциях России и Республики Татарстан и текущем законодательстве. Жизнь и здоровье, честь и достоинство (духовная, моральная и личностная), права и свободы человека и гражданина (духовно-нравственные, гражданские и пр.) подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия ¹.
Многие нормы уголовного права направлены на охрану и защиту нравственности (например, статьи из главы 25 Уголовного кодекса России «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»).
Многолетний отечественный и зарубежный опыт говорит о том, что человек, привлекаемый к уголовной ответственности, нуждается в дополнительных средствах защиты его основных прав и свобод ², в которые также входят духовно-нравственные права и свободы.
Следует отметить, что одним из принципов уголовного права является принцип гуманизма (статья 7 Уголовного кодекса России), который выражен в двух аспектах: гуманизм в отношении любого члена общества, заключенного под стражу, в обеспечении личной и имущественной безопасности человека, его прав и свобод уголовно-правовыми средствами и человечностью, исключения применении мер, калечащих, причиняющих излишние физические страдания и уничтожения в отношении правонарушителей ¹. Принцип гуманизма, как считают ряд авторов, совместно с другими принципами (законности, равенства, вины, справедливости) образует систему применения уголовно-правовых средств, которая ориентирована на эффективную защиту прав и свобод личности, общества ².
По нашему мнению, принцип гуманизма никак не может согласоваться с принципом вины, а также с какой-либо системой наказания, ибо гуманизм содержит в себе золотое правило нравственности, которое полностью отрицает форму принуждения, насилия.
Вышеуказанные объекты уголовно-правовой охраны обеспечиваются не только уголовным законодательством, но иными правовыми средствами.
Защита духовно-нравственных прав и свобод, как правило, осуществляется правоохранительными органами, состоящих из государственных и негосударственных институтов.
При отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных следует уяснить признаки правоохранительной деятельности ³. Правоохранительная деятельность осуществляется лишь с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания), регламентируемых законом 4. Осуществление правоохранительной деятельности происходит строго с соответствии с предписаниями закона, в установленном законом порядке, с соблюдением всех процессуальных процедур 5. Реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы 6. Как правило, к основным функциям правоохранительной деятельности относят:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организация по обеспечению деятельности судов;
- прокурорский надзор;
- выявление и расследование преступлений;
- оказание юридической помощи ¹. Рассмотрим вкратце несколько основных из этих функций.
Конституционный контроль и правосудие исходит из судебной власти. Под правосудием понимается такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значимых прав и законных интересов человека и гражданина. В соответствии со статьей 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 года № 1-ФКЗ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. Согласно статье 3 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года (с изменениями и дополнениями) ² деятельность суда при осуществлении правосудия имеет задачу по охране от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина.
По нашему мнению, в настоящее время в России судебная власть является нелегитимной, которую по сути дела народ не признает и не готов ей подчиняться без применения насилия. В соответствии с частью 1 статьи 3 Конституции России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Отсюда следует, что полномочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) должны исходит от народа через его свободно выраженную волю. Но несмотря на это, минуя волеизъявление народа, судьи – носители судебной власти – назначаются Президентом России при одобрении в некоторых случаях Советом Федерации Федерального Собрания России, - законодательной властью (статья 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года) ³. Судебную власть полномочиями должен наделять только народ через свободные выборы. При назначении судей Президентом России нарушается конституционный принцип самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Нельзя также говорить о правильной реализации конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ибо Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина надзор за исполнением действующих законов на территории России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» от 18 октября 1995 года № 168-ФЗ ¹ прокуратура Российской Федерации (в качестве примера см.Приложение № 17).
С учетом вышесказанного к государственным правоохранительным органам относят прежде всего суда (Конституционный Суд России, федеральные суда общей юрисдикции и арбитражные суды, суды субъектов России), прокуратуру, органы, которые призваны выявлять и расследовать преступления (органы внутренних дел, полиция и пр.), органы юстиции ².
В свою очередь, к негосударственным правоохранительным органам, как правило, относят: адвокатуру, третейский суд, а также различные правозащитные объединения граждан ³, где последние занимаются мониторингом прав человека и мониторингом национального законодательства в сфере защиты прав человека и гражданских свобод 4.
Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повысил меру ответственности всех правозащитных механизмов государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, и, в первую очередь, государственных правоохранительных органов 5.
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту духовно-нравственных и других прав и свобод человека и гражданина существует в соответствии со статьей 45 Конституции России право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенные законом. Способы самозащиты духовно-нравственных прав многообразны (обращение в государственные органы, к Богу, обжалование действий должностных лиц, компенсация морального вреда, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и т.д.).
Конституция России и Республики Татарстан гарантируют и дают право каждому на судебную защиту его духовных, нравственных и прочих прав и свобод. Судебная защита в настоящее время наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Обычно нарушение духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина сопровождается причинением вреда человеку (духовного, нравственного и физического). В этом случае конституционные гарантии не только обеспечивают восстановление нарушенных прав и их реализацию, но и в возмещении причиненного человеку морального и материального вреда ¹. Как нами ранее указывалось, кроме морального и физического вреда имеет место так называемый духовный вред, направленный против духовной целостности личности. Понятие духовных страданий человеку было введено в право в связи с правоприменительной практикой Европейского Суда ². Как мы знаем, судебные решения международных судебных органов являются вспомогательными средствами для определения правовой нормы ³. В соответствии со статей 15 Конституции России правовое указанное понятие духовных страданий человека непосредственно входит в российскую правовую систему. В связи с этим встает необходимость законодательного закрепления института компенсации духовного вреда, который расширит на много границы духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. По всей видимости, данный вопрос не подлежал еще юридическому осмыслению, который по сей день остается открытым.
Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определить возмещение морального вреда, причиненного человеку.
Несмотря на сравнительно юный возраст института компенсации морального вреда в нашем законодательстве, судами уже рассмотрено большое количество дел данной категории.
Следует отметить, что механизм возмещения морального вреда в полной мере не работает 4. Кроме того, нет единой методологии и базиса в подходе судами к определению размеров компенсации морального вреда 5.
Таким образом, суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод человека и гражданина перед любыми акциями государства и различных лиц.
К несчастью, при осуществлении правосудия имеет место судебный произвол ¹, в результате которого не только не обеспечиваются и не защищаются, но и ущемляются права и свободы человека и гражданина. Как верно отмечает В.Филиппов, сложившаяся судебная практика представляет собой наиполнейшую свободу для судебного произвола и беспредела ². Так, например, суд при подачи частной жалобы на постановление того же суда об оставлении без рассмотрения заявления о незаконном лишении свободы и содержания под стражей личности в нарушении процессуального закона вполне может оставить первую без движения, дав при этом ответ-отписку, то есть суд на глазах совершает не предусмотренные законом процессуальные действия, которые существенно ущемляют права личности (см.Приложения №14 и 15). Надзорная судебная инстанция может рассмотреть заявление защиты о принесении протеста на обжалуемые постановления суда первой или второй инстанции и тут же от факта рассмотрения по существу вопроса отказаться, дав двусмысленный ответ (см.Приложение № 16). И таких примеров большое количество.
Ущемление прав и свобод человека и гражданина приводит к нравственным и, наконец, духовным страданиям личности, что никак недопустимо. При этом, наблюдается падение легитимности любой ветви государственной власти, в результате чего, население, не получив надлежащей защиты своих прав, вынуждено обращаться в международные правозащитные организации.