ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ
Ты не можешь видеть государства без
Стен, без законов, без монет, без
Письменности, но никто еще не видел
Народа без Бога, без молитвы, без
Религиозных упражнений и жертв
Плутарх
Религия не должна быть отделена от
государства
И.С.Глазунов
С появлением человека разумного произошла религия, который обратил внимание, что религия, вера в Бога или богов – явление всеобщее.
Слово «религия» происходит от латинского religio, что означает совестливость, благочестие и святость. Из глагола religo, как объяснял смысл слова религия раннехристианский мыслитель блаженный Августин, исходят такие понятия, как связываю развязанное, воссоединяю.
В русском языке эквивалентом слова «религия» выступает слово вера. Так, вера – наличие убежденности в чем-либо. «Русская жизнь представляет из себя, - как писал А.П.Чехов, - непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала» ¹.
Связь религии с верой четко прослеживается в определении понятия религии, данное В.И.Далем: «Религия – вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убеждения» ². Вера, как сказано в Библии, «действует любовью» (Галл.5:6) ³.
Помимо указанного определения религии, существует большое количество ее интерпретаций, некоторые из которых приводятся ниже.
Религия – это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом, как считал богослов А.Мень 4. Указанная связь осуществляется посредством религиозного (духовного) опыта – особого вида духовного или трансцендентного познания.
С точки зрения психоанализа Эриха Фромма: религия – это система
ориентации человека в мире, примеры преданности цели, идее или силе, превосходящей человека ¹.
«Религия – это есть, - как пишет А.Б.Зубов, - совокупность способов достижения человеком Бога, смертным – бессмертного, временным – вечного (теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного бессмертного Бога – Творца (демонические религии)» ². Демонической религией часто именуют магическую, или, попросту, магией. Магия есть определенная религиозная практика, ориентированная на подчинение духов или положительная (привлечение их сил себе в подмогу) или отрицательная (так называемая защитная магия, когда воздействие духов стараются избежать) ³. В свою очередь, магия подразделяется на белую и черную. Первая признает Бога – Творца, а вторая – Бога – Творца «выносит за скобки» актуальной религиозной практики. Магии родственно такое понятие как оккультизм – связь с умершими.
За период существования человека появилось и исчезло большое количество религий. В первобытном обществе существовали так называемые языческие религии (мифология, тотемизм, магия, анемизм и фетишизм), некоторые формы которых дошли до наших дней.
Самой первой традиционной религией была теология или учение о Боге. Позднее появилось богословие – учение о прославлении Бога.
В настоящее время выделяют три мировых религий: христианство, ислам и буддизм. Основателем христианства, носящий Его имя, является Иисус Христос (Божий сын, Сын Человеческий, Пророк и Моралист). Основателем мусульманской религии и цивилизации принято считать Мухаммеда (Пророк). А родоначальником буддизма является Будда.
Кроме мировых религий существуют национальные религии, такие как конфуцианство, основателем которой является древнекитайский мыслитель Конфуций, иудаизм и пр. Последняя религия непосредственно связана с законодателем и учителем еврейского народа Моисеем.
В религии существует культ или обряд, который тесно связан с сообществом людей и неотделим от мифа. «Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, - как отмечал Карл Ясперс в своей работе «Философская вера», - обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости» ¹.
Религиозный обряд всегда есть обряд Веры ².
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Одиссея» (Глава 3, стих 48) указывает: «все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду».
Религия позволяла и позволяет человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения ³.
Таким образом, нормы религии исходят из представлений людей о Боге, как творце мироздания и основополагающих начал человеческого общежития 4.
В конце нашего столетия в существование Бога, например, не сомневаются не только верующие, но и даже ученые-атеисты, которые однозначно утверждают: «Бог есть» 5.
Религиозные нормы (церковное право) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права 6. Например, речь идет о некоторых странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.
Церковное или каноническое право преподавалось в XIX – начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость ¹.
Более содержательное определения церковного права дает В.А.Цыпкин: «Церковное право – это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера» ².
Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата) ³. Следует добавить, что религиозные основы прав мы находим и в отечественных источниках (например, Русская Правда).
Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое 4. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право, приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).
Первая, кстати, Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти.
«И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу,
и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25).
В настоящее время существуют государства, в которых одна из
религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.) ¹.
Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции» ².
Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию» ³.
Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства» 4. Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль 5, с мнением которого вполне можно согласиться.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединения» от 14 июля 1999 года 6 религиозные праздники по всей республике объявлены нерабочими днями. Это не смотря на то, что Республика Татарстан является, как и Российская Федерация, светской.
По мнению автора, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличии от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.
Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания» ¹.
В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира» ².
Как уже говорилось ранее, некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами.
Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
Верно указывает Г.Н.Манов о том, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества …, ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» ³. Например, А.И.Солженицин в одной из передач на общественном теле-радиовещании «Узел», которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: «Религия – это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно4.
Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали 5. В качестве комментария сказанному уместно будет процитировать А.Б.Зубова: «этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе – суть той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку – проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной»¹.
К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же – на его гетерономии» ².
В.Н.Хропанюк в общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность ³ (см.Таблицу № 1).
Конечно, без знания того, что из Библии берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: «современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути вышеперечисленных и многих других конституционных принципов демократии» 4.