ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ПОНЯТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Есть и «закон» и «право человека».
Едины ли они? Вопрос вот в чем.
При рассмотрении данной работы используются такие ключевые понятия, как человек, личность, индивид, гражданин, право и свобода, которые в связи с различными толкованиями требуют некоторого уяснения.
Итак, из Большой энциклопедического словаря следует, что человек представляет собой общественное существо, которое обладает сознанием, разумом, являющимся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры ¹.
Современный тип человека представлен, по мнению большинства ученых, «человеком разумным» (Homo sapiens), который, как биологический вид, имеет множество общих признаков с приматами. Сущность человека, его происхождение и назначение в истории развития Земли были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и даже искусства.
Говоря о личности, нам следует понимать под ней:
Человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности;
Устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности ².
Личность в целом определяется указанной системой общественных
отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями человека.
Понятие личности, в свою очередь, отлично от понятия «индивида»,
которое означает: единоличного представителя человеческого рода и совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других ³.
Как правило, человек может считаться гражданином, если он принадлежит на правовой основе к определенному государству, который имеет определенную правоспособность, наделенное правами, свободами и обременен обязанностями ¹. Например, в Российской Федерации вопросы о принадлежности к гражданству регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве» от 28 ноября 1991 года № 1948-1 (с дополнениями и изменениями) ².
Современная отечественная и зарубежная философия права пришла к выводу, что понятие «право» имеет философскую природу, которая заключена в самой человеческой личности, в его свободной воле. Отсюда, свободная воля человека и является фундаментальным основанием человеческих прав, нарушение которых означает нарушение справедливости от природы.
В.В.Лазарев, к примеру, считает, что определение права как нечто принадлежащее человеку, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на отдых, право на благополучие, право на мир и пр.) ³, которое всегда субъективно.
В современной юридической науке под правом также понимают общеобязательные социальные нормы, то есть совокупность правил поведения (право в объективном смысле) 4, охраняемых силой государства.
Таким образом, права личности – это, так называемые, субъективные права человека, которые можно просить у государства. В них выражена та мера или норма свободы 5, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом этапе развития. Права личности, как пишет Г.Н.Манов, - «это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие из непосредственно из закона» 6.
Понятие «право» в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических и хозяйственных структур.
Разумеется, что права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам их реализации. Однако, закрепление того или иного субъективного права человека в законодательстве означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенными благами в рамках, предусмотренных законом.
Безусловно, что права и свободы личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее интересов в духовной или материальной сфере¹.
Права гражданина – своебразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в данное стране, но не имеющие гражданства. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом в силу, например, Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года ², и прочих международных актов, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и, в полной мере, несущим конституционные обязанности.
Несмотря на изложенное, права человека подразумеваются во всех случаях, когда речь даже идет о правах, представляемых только лицам, имеющим гражданство конкретного государства. Следовательно, за терминологическим различием стоит только, так скажем, различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина ³.
Различие между понятием «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как человека, так и гражданина определенного государства 4.
Под свободой понимается способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять без какого-либо вмешательства самостоятельный выбор 5.
В самом общем смысле слова, свобода – это отсутствие давления (насилия) или ограничения. Это значение слова отражено в словаре В.И.Даля: «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства» 6. Недаром в русской пословице говорится: «Свобода – благо, неволя – зло».
С позиции томизма, свобода – это отсутствие принудительного давления как возможность отдаться естественной склонности к добру и реализовать присущую человеку способность к творческому развитию. В любом случае, свободный выбор человека происходит на основе разума ¹.
Вместе с тем, понятие «свобода» в большей мере связано с характеристикой таких правомочий личности, которые очерчивают сферу его самостоятельности, защиты от вмешательства в его внутренний мир (свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества, свобода преподавания и пр.) ².
В понятие «свобода» великий русский писатель Л.Н.Толстой вкладывал глубокий философский смысл. Итак, он писал: «Свобода – сугубо человеческое свойство, выражение срединности его бытия. Свобода есть сила, позволяющая человеку идти по пути к Богу, сделаться радостным делателем вечного и бесконечного дела» ³.
Следует подчеркнуть, что свобода непосредственно связана с моралью. Она является не только основанием последней, но и вместе с тем – и ее пространством. При этом, свободный выбор опосредствует в любом случае обязывающую силу морали 4. На этом фоне, бесспорно, что Иисус Христос (Сын Божий, Сын Человеческий, Пророк и Моралист) считается воплощением свободы 5.
История развития общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.
Категории права и свободы человека и права и свободы гражданина обычно упоминаются в одной так называемой «связке», хотя их содержание не тождественно. Так, права и свободы гражданина – из позитивного права, где те и другие носят, как точно отмечает М.В.Баглай, неотъемлемый характер 6.
Права и свободы человека являются исходными, они присуще всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет. В свою очередь, права и свободы гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству.
Таким образом, любой гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав и свобод, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами и свободами гражданина, признаваемые в конкретном государстве. Поэтому, как считают ряд авторов, правомерен термин «права и свободы человека и гражданина», синтезирующий обе группы прав и свобод. В связи с этим, например, были даже внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года ¹. Итак, согласно статьи 1 Федерального закона «О внесении изменения с Уголовный кодекс Российской Федерации» от 9 июля 1999 года № 156-ФЗ ² в наименовании статьи 136 Уголовного кодекса России слова «равноправие граждан» было заменено словами «равенства прав и свобод человека и гражданина». Отсюда следует вывод о том, что под защитой российского государства находятся не только права и свободы гражданина, как это было раньше, но и вся совокупность прав и свобод человека.
Основные права и свободы человека, а также гражданина содержат в себе духовные, моральные и гражданские, культурные и социальные, политические и экономические права и свободы и прочие, которые непосредственно отражены в международном и национальном праве Российское федерации, но не в полном объеме, по нашему мнению, относительное первых указанных.
Таким образом, права и свободы человека выступают как притязания на удовлетворение частных потребностей индивида, а права и свободы гражданина охватывают лишь сферу его отношений с государством ³. Но в любом случае, они, то есть естественные и позитивные права и свободы, нуждаются не только в ограждении от чьих-либо посягательств, но и в содействии государства в их реализации.