ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ГАРАНТИИ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ
Нарушение прав человека – неизбежная
плата за пренебрежение общечеловеческими
ценностями.
Г.Н.Манов
Под гарантиями понимаются правовые средства и механизмы, обеспечивающие реализацию того или иного права человека, а также гражданина. Каждое право человека только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить.
Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизмов по контролю за их соблюдением. Безусловно, что главным гарантом их обеспечения в принципе является государство в лице его органов власти и управления, должностных лиц ¹. Международное право предписывает государствам-участникам международных отношений создать внутреннюю систему эффективных средств и механизмов защиты прав человека и основных свобод.
Международно-правовая система защиты прав и свобод (духовно-нравственных, социальных, политических и пр.) построена по принципу субсидиарности (или дополняемости) международно-правовых гарантий, то есть основу правозащитного механизма в любом случае составляют нормы национальных правовых систем ². Международное право образует дополнительный уровень гарантий, по которому выверяется правильность и справедливость национальных законодательств ³.
Защита прав человека на международном уровне находит свое отражение в Уставах ООН и Совета Европы, Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Международных пактах о правах человека от 16 декабря 1966 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и в других документах, которых в общей
сложности к настоящему времени насчитывается свыше ста.
Основную международную защиту прав и свобод человека осуществляют Организация Объединенных Наций и Совет Европы. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года был создан Комитет ООН по правам человека. Согласно Факультативному Протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года ¹ Комитет ООН по правам человека принимает и рассматривает сообщения от надлежащих его юрисдикцию лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в упомянутом Пакте.
Присоединение России к указанному факультативному протоколу создает условия для реализации каждым из нас своего конституционного права на обращение в Комитет ООН по правам человека.
Другой формой международной защиты прав и свобод человека выступает Европейский Суд по правам человека, который был учрежден в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Главной задачей Европейского Суда является обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-членами. В Европейский Суд может обращаться любая жертва нарушения прав, если конечно исчерпаны все внутренние средства решения спора, ибо Европейская Конвенция утверждает всеобщий характер прав человека и защищает не только граждан данной страны, но также иностранцев и лиц без гражданства, который также присущ Комитету ООН по правам человека. Решения Европейского Суда являются окончательными, которые обязательны для исполнения всеми государствами-членами Совета Европы. Окончательное решение Суда по существу дела направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.
Определенными полномочиями по обеспечению прав человека обладает и Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО), которые изложены в принятых ею конвенциях и рекомендациях ¹. Кроме того, обеспечение и защита прав и свобод человека осуществляется другими международными организациями в пределах их компетенции и полномочий.
Несмотря на наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, каждый из нас в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции России имеет право обратиться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человек. Это право обусловлено непосредственно наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется в силу указанного выше конституционного положения, а также части 4 статьи 15 Конституции России, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может подаваться в международный орган по защите прав и свобод после отказа личности во всех судебных органах России.
Подача заявлений (жалоб) в Комитет ООН по правам человека и Европейский Суд требуют определенных знаний положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно, ибо в них нужно обязательно ссылаться на статьи указанных документов, которые обратившийся считает были нарушены, с указанием так же с какими конкретными притязаниями он обращался в национальные органы, а также чего собственно хочет он добиться, обращаясь в Комитет ООН или Европейский Суд.
Система рассмотрения жалоб в Комитете ООН по правам человека и в Европейском Суде уготована долгая жизнь. Такие жалобы неизбежны, ибо даже в высоко демократических государствах нарушаются права и свободы человека и гражданина. Неизбежен поток жалоб и из России, который предопределен не только характером нарушения прав и свобод человека и гражданина, но и наличием пробелов в российском законодательстве и его несоответствие европейским стандартам ².
Наряду с гражданскими, политическими и культурными правами и гражданина подлежат международно-правовой защите и духовно-нравственные права и свободы, которые непосредственно нашли свое закрепление в международно-правовых актах, перечень которых был рассмотрен в предыдущей главе настоящей работы.
Нарушения духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина должны незамедлительно пресекаться, ибо их ущемление всегда ведет к духовным, нравственным и физическим страданиям (уничтожению) личности, что никак недопустимо. В связи с тем, что упомянутые международные органы по защите прав человека загружены личными и коллективными обращениями людей по фактам нарушения их прав и свобод, наблюдается волокита на реагирование вопиющихся нарушений прав человека и гражданина. Эти обстоятельства своевременно не обеспечивают защиту духовно-нравственных прав и свобод. Кроме того, из-за отсутствия в международной и отечественной юриспруденции понятия духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, а также в связи с этим правосознания о ценности и приоритете указанных прав, в международном праве еще не предусмотрены наиболее эффективные правовые средства и механизмы их гарантий, что, конечно, желает лучшего.