ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не будь человеком при всей материальной
бедности своей, я бы никогда не смог
глубоко осмыслить величие духовного и
нравственного мира человеческой личности,
границы познания которого весьма
бесконечны и впечатляющи.
Ивеша
В отечественной и зарубежной юридической науке нет единых критериев классификации прав и свобод человека и гражданина. В большинстве случаев основанием, по всей вероятности, для классификации прав и свобод человека и гражданина выступают конкретные области жизнедеятельности человека: политика, социум, гражданство, культура, экономика и пр.
Несмотря на многообразие различных классификаций, по нашему мнению, были предприняты успешные попытки создания совсем новой классификации прав и свобод человека и гражданина, которая выглядит следующим образом:
духовно-нравственные права и свободы;
права солидарности;
культурные права и свободы;
гражданские права и свободы;
социальные права и свободы;
экономические права и свободы;
политические права и свободы.
Основными критериями указанной классификации прав и свобод человека и гражданина послужили различные явления жизнедеятельности человека (духовные и интеллектуальные), а также их значимость для человека и общества.
Приоритетное значение вышеперечисленных прав и свобод человека и гражданина возрастает снизу вверх.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности.
Применение понятия духовно-нравственных прав и свобод человека (гражданина) к международной, российской и татарстанской правовым системам содержательно обогатило смысл и природу имеющимся в нормативных правовых актах прав и свобод. В результате чего встала необходимость дальнейшего законодательного (правотворческого) расширения законодательного (правотворческого) расширения всего существующего объема прав и свобод человека и гражданина.
В ходе исследования духовно-нравственных прав и свобод человека на теоретическом уровне были очерчены границы совсем нового зарождающегося института компенсации духовного вреда, связанного с духовными страданиями личности.
Нами отмечено, что духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина непосредственно исходят из духовной и нравственной целостности личности, перечень первых не является исчерпывающим.
При изучении нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан было выявлено противоречие ряда их положений конституционным нормам, а также обращено внимание на то, что некоторые юридические нормы заключают в себе противоречие ценностям и приоритетам личности.
В ходе работы было отмечено, что под многими так называемыми культурными правами и свободами человека и гражданина сокрыт целый пласт неизученных духовно-нравственных прав личности.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина противостоят государственному принуждению и насилию, где первые подводят нас к пониманию концепции нравственного правового общества, а также к пониманию необходимости создания международной нравственности.
Введение понятия духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в систему права потребует дополнительной разработки правовых средств и механизмов по эффективной их защите от посягательств.
При всей сложности рассматриваемого материала, можно отметить, что в ходе работы была предпринята попытка решить типичную проблему некоторых юридических наук, например, теории права и государства, конституционного права, которая, по нашему мнению, была весьма в пределах изучаемой темы положительно разрешена.
Следует подчеркнуть, что непрестанное устремление человека к духовному и нравственному развитию позволит избежать его деградацию.
В целом в исследовательской работе были рассмотрены основные тенденции и обстоятельства, которые способствуют развитию и формированию духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина как отдельной группы прав.
Таким образом, в настоящей работе были намечены лишь так называемые границы познания духовно-нравственных прав человека и гражданина, которые требуют дальнейшего изучения.