ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

                                                                 

Человек есть сумма Мира, сокращенный

конспект его; Мир есть раскрытие

человека, проекция его.

 

П.А.Флоренский

 

Жизнь человека священна не бренным

телом, а бессмертной душой.

 

Л.Н.Толстой

 

         Из курса теории права известно, что право Российской Федерации образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права (конституционное, гражданское, административное, уголовное и пр.).

         В качестве критериев разграничения отраслей прав обычно используют предмет (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метод правового регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволенности и пр.) ¹.

         Конституционное право среди прочих отраслей прав неизбежно приобретает ведущий характер в системе права, поскольку эта отрасль права регулирует столь важные отношения, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества: духовной, моральной, социальной, политической, экономической, культурной и т.д. ². Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, которые не могут развиваться, если они не находят опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

         Одним из направлений развития конституционного права России, а также конституционного права Республики Татарстан, является гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются

как наивысшая ценность. Это означало пересмотр концепции взаимоотношения государства и личности. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными, в основу кладется концепция приоритета интересов личности, взаимной ответственности государства и личности ¹.

         Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права, основу которого охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Следует отметить, что, к сожалению, последние составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод ².

         Причины, по которым одни права закреплены конституционно, а другие – в текущем законодательстве, не произвольны.

         Выделяют следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы:

1.     Значимость данных конституционных прав и свобод для человека и общества. Как правило, конституционно закреплены те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей степени духовно, морально и социально значимы как для определенного человека, так и в целом для общества, государства, ибо охватывают совокупность деятельности людей во всех сферах их жизнедеятельности – духовной, нравственной, политической, экономической и пр. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования ³.

2.     Изначальный характер принадлежащих человеку данных прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (естественные права и свободы человека). Именно такого рода права и закрепляются конституционно.

3.     Присущи основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Это следующие свойства:

·        Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других права, закрепляющих иными отраслями права;

·        Основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладающим лицом различными статусами – рабочих, служащих и т.д.;

·        Характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения;

·        Основные права и свободы граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения, в частности, принадлежности к гражданству Российской Федерации (Республики Татарстан);

·        Основные права и свободы гражданина России (республики Татарстан) не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению граждан. Они принадлежат ему в силу гражданства;

·        Основные права и свободы отличаются механизмом их реализации, которые выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного неотъемлемого права каждого участника правоотношений;

·        Основные права и свободы фиксируются в правовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу, - в Конституции.

Вышеизложенные признаки характеризуют понятие основных прав и

свобод человека и гражданина.

         Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права  и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищенные государством и составляющие ядро правового статуса личности ¹.

         Безусловно, перечисление в Конституции России (Республики Татарстан) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статьи 55 Конституции России).

         Правам и свободам человека и гражданина посвящены глава 2 Конституции Российской Федерации и глава 4 Конституции Республики Татарстан. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему, имеющую логическое основание. Основные права, свободы и обязанности, получившие свое закрепление в Конституции, охватывают отчасти все главные области жизнедеятельности человека и в основном соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод личности ².

         В соответствии с принятой классификацией прав, изложенной в главе 3 настоящей работы, конституционные права и свободы человека и гражданина следует сгруппировать на:

-        духовно-нравственные права и свободы;

-        права солидарности;

-        культурные права и свободы;

-        гражданские права и свободы;

-        социальные права и свободы;

-        экономические права и свободы;

-        политические права и свободы.

         Предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, непосредственно закрепленные в Конституции Российской Федерации, которая составляет ядро правовой системы России ¹, а также в Конституции Республики Татарстан ² - субъекта Российской Федерации.

         Итак, к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина относятся нижеследующие:

 

1.        Право на жизнь, которое провозглашено частью 1 статьи 20

Конституции России, а также статьей 25 Конституции Республики Татарстан.

Среди основных духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина первым следует назвать право на жизнь, которую указанные Конституции юридически закрепили как высшую человеческую ценность (духовная, моральная, социальная и природная). «Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека – той пользой, которую он может принести своему ближнему. Родиться, жить, есть, пить и, наконец, умереть может и насекомое … Человек живет жизнью, полезной для масс, настоящей духовной жизнью», - как подчеркивал народный герой Италии Джузеппе Гарибальде ³. Например, Л.Н.Толстой говорил, что «признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» 4.

Никто не может быть произвольно лишен жизни, даже по приговору суда!

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты 5. Так, например, Э.А.Гутнов отмечал, что война как мировое явление есть потому, что нет достаточных силу духа 6. И с этим мнением безпромедления можно согласиться. К большому несчастью, Конституции России   и        Республики

Татарстан не содержат каких-либо гарантий права на жизнь людей в результате поддержания обороноспособности страны на случай военных действий.

         В мирных условиях гарантии права на жизнь закреплены Уголовным кодексом Российской Федерации от 24 мая 1996 года ¹, которые не сводятся только к запрещению убийства.

         Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения (например, предупреждения детской смертности), охраны от несчастных случаев на производстве, пожарной безопасности и пр.

         Особое значение имеет вопрос о смертной казни (часть 2 статьи 20 Конституции России), о сущности которой рассказывалось выше (см. с.52).

         В связи с вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни. Смертная казнь по ряду составов преступления заменена пожизненным заключением.

         Из изложенного видно, что право человека на жизнь в полном смысле слова никак нельзя относить к группе гражданских прав и свобод, так как из смысла последних вытекает, что наличие права на жизнь имеют только исключительно граждане Российской Федерации, тем самым исключая право на жизнь человека, не принадлежащего к гражданству России.

2.       К сфере духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина относится право на охрану государством достоинства личности (часть 1 статьи 21 Конституции России, статья 33 Конституции Республики Татарстан).

         Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Как нами отмечалось, под достоинством личности понимают духовную, морально-нравственную, общественную и гражданскую ценность человека. Из упомянутых конституционных положений, по всей вероятности, следует, что речь идет о защите всей совокупности достоинств личности. Как нам кажется, всеравно следует законодательно расширить понятие защиты человеческого достоинства до защиты духовного, морального, социального и гражданского достоинства личности.

         Достоинство человека характеризует степень его свободы (духовной, нравственной и т.д.). Об этом, например, немецкий романист Б.Ауэрбах писал так: «только тот человек свободе, который вполне сознает свое человеческое достоинство, который чувствует в себе высшее благородство и

постоянно старается удержаться на высоте своего достоинства»¹. При этом следует иметь ввиду, что достоинство всегда характеризуется как положительное качество личности ².

         Достоинство личности – это качество, как отмечает М.В.Баглай, человека равнозначно праву на уважение и обязательности уважать других ³. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность.

         Конституция России защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: «Ничто не может быть основанием для ее умаления». В самом тексте статьи 21 Конституции России этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан: право на достойную жизнь, защита человеком своей чести и доброго имени и пр.

         Заботой о достоинстве личности пронизаны многие нормы российского уголовного права и уголовного процесса.  Например, закон запрещает домогаться показаний обвиняемого и иных лиц с применением насилия, угроз и иных незаконных мер (часть 3 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года (с изменениями и дополнениями) ³. В свою очередь, принуждение к даче показаний влечет уголовную ответственность по статье 302 Уголовного кодекса России 4.

         Правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства личности.

         Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в новом Гражданском кодексе России от 21 октября 1994 года 5. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса России гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по А.П.Сергеевой и Ю.К.Толстому, по крайней мере,             двумя

признаками ¹. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ, таких, как честь, достоинство, авторское произведение, пронизанное духовным смыслом, и т.п. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них. В этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных людей или организаций и осуществляется оценка их нравственных, духовных или иных социальных качеств.

         Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникшие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности или организации посредством выявления и оценки.

         Согласно статье 150 Гражданского кодекса России к числу объективных нематериальных благ относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Этот перечень нематериальных благ, которые непосредственно касаются духовной и нравственной автономии личности, не является исчерпывающим. Человеку могут принадлежать и иные нематериальные блага в силу рождения или закона.

         Нематериальные блага неотделимы от личности и соответственно не могут отчуждаться от своих носителей. В силу этого гражданское право не регулирует связанные с ними отношениями, а лишь обеспечивает их защиту (пункт 2 статьи 2 Гражданского кодекса России) ². Защита нематериальных благ в России осуществляется как в соответствии с положениями Гражданского кодекса, так и на основании других нормативных правовых актов ³.

         Так, неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

         Если человеку причине моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные прав либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, он вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса России).

Моральным является вред, состоящий в унижении чести, достоинства

человека, причиненные ему нравственные страдания ¹. Например, в уголовно-процессуальном отношении потерпевшим согласно статьи 53 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.

         Для защиты чести, достоинства гражданина (человека) каждый вправе обратиться в суд, причем допускается защита чести и достоинства личности и после смерти   (статья 152 Гражданского кодекса России). Законом установлен порядок удовлетворения требований человека, связанных с распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.

         Важное значение в обеспечении единообразного понимания и применения законодательных положений о защите нематериальных благ личности имеют разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, которые отражаются в соответствующих постановлениях (например, постановления Пленума Верховного суда России от 20 декабря 1994 года № 10 «некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» ² и от 18 августа 1992 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» ³ и другие).

         Следует обратить особое внимание на то, что помимо морального и физического вреда существует и вред, нанесенный духовной целостности личности (духовный вред), который заключается в духовных страданиях личности. Понятие о духовных страданиях человека было введено в правовую культуру еще в 70-х годах нашего столетия в связи с правоприменительной практикой в международной правовой системе 4.

         Включение в Конституции России и Республики Татарстан норм об уважении достоинства человека свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма, к большому разочарованию, практически не действует. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как  личности, выявления его духовных, морально-нравственных, творческих и, наконец, интеллектуальных способностей.

3.       Запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, а также без добровольного согласия медицинских, научных или иных опытов над людьми (часть 2 статьи 21 Конституции России).

         Требование ненасилия по сути есть запрет на то, что противостоит морали,  Добру. Безусловно, что принцип ненасилия представляет собой конкретизацию золотого правила нравственности (см.с.34).

         Под пыткой понимается любое действие, которым человеку намеренно причиняется сильная боль, физическое или психологическое страдание с целью получения от него каких-либо сведений ¹.

         В практике Европейского Суда по правам человека намечены основные критерии недопустимости степени жестокости обращения, например, с последственными (решение по делу Ирландии против Великобритании, 1978 год ²). Суд отметил, что причинение лицу серьезных и жестоких страданий необходимо рассматривать как пытку, а сильных физических или духовных страданий – как бесчеловечное обращение.

         Под унижающим достоинство следует понимать такое обращение, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, подавленности и неполноценности для того, чтобы оскорбить, унизить или сломить их физическое и моральное сопротивление ³, а также следует добавить – духовное сопротивление.

         12 декабря 1993 года наш народ, принимая Конституцию Российской Федерации, провозгласил, что никто не должен подвергаться какому-либо насилию.

         Под насилием наука понимает внешнее физическое или морально-психологическое воздействие на человека, которое, в свою очередь, подразделяется на два вида: легитимное и криминальное. Легитимное насилие законодательно устанавливается государством, которое притязает на монополию легитимного применения насилия (Макс Вебер) 4.Возможностью применения легитимного насилия наделены исполнительная и судебная власть, а также прокуратура. В свою очередь, незаконное насилие признается криминальным.

         В широком смысле под насилием понимается внешнее подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, политическое, психологическое ¹, а также моральное, духовное и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития и совершенствования, причины которого по сути заключены в других людях или общественных и государственных институтах.

         Как отмечал Э.А.Гутнов и другие авторы, в отличие от явного, бросающегося в глаза физического насилия, менее заметным выглядит морально-психологическое насилие, которому постоянно подвергаются люди². Морально-психологическое насилие, которое постоянно присутствует в нашей жизни, имеет место всегда, когда во внимание не берется внутренняя свобода личности (духовная, морально-нравственная и физическая). Например, деспоты и тираны любят свободу только для себя ³.

         Таким образом, насилие связано не только с физическими, нравственными, но и духовными страданиями.

         В подавляющем большинстве философских и религиозно-моральных учений насилие справедливо считают злом. Например, А.И.Солженицин неоднократно в телепередачах по российскому телевещанию подчеркивал, что насилие всегда сплетено с ложью. Л.Н.Толстой отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства, уточняя, что необходимость применения штыков, тюрем, виселиц и других средств физического разрушения возникает тогда, когда стоит задача внешнего принуждения человека чему-либо. Неисчислимое насилие и жестокости в человеческой жизни – есть существование страха, который, к сожалению, правит миром 4. В свою очередь, страх всегда порождает ложь.

         Таким образом, насилие оказывается синонимом духовного и морального зла. В него наряду с убийством включается ложь, лицемерие и прочие нравственные деформации человека.

         В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается, например, как телесные повреждения и прочие преступления против личности, его прав и свобод, а также живых существ.

         Насилие есть один из распространенных способов или проявлений Мирового зла, которое подавляет свободную волю личности и тем самым обеспечивает господство и власть человека над человеком. Как уже говорилось, насилие – это всегда есть внешнее воздействие на человека в отсутствие его воли.

         А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян в своей работе «Этика» отличают в понятии насилие два существенных момента:

а) Одна воля пресекает другую волю или же подчиняет ее себе;

б) Осуществление насилия происходит путем внешнего ограничивающего воздействия, физического принуждения ¹.

Эти же авторы насилие отмечают, с одной стороны, от инстинктивно-природных свойств человека, и другой стороны, от других форм принуждения в обществе, точнее, в государстве (патерналистское и правое).

Современный немецкий исследователь Р.Шпееман в своей монографии «Мораль и насилие» выделил три типа воздействия человека на человека:

1.     Собственное насилие;

2.     Речь;

3.     Общественная власть.

Под собственно насилием понимается физическое воздействие. Речь –

есть воздействие на мотивацию. В свою очередь, общественная власть представляет собой воздействие на обстоятельства жизни, которые и мотивируют поведение личности. Это своего рода принуждение людей к мотивам. Так, например, государство через политику налогов поощряет или ограничивает деторождаемость. В целом по отношению к общественной власти насилие и речь выступают как нереферентные, маргинальные способы воздействия человека на человека.

         Из вышеизложенного вытекает, что насилие находится вне морали ², где первое всегда является противоположностью любви ³. Незря говорят об Иисусе Христе как о воплощении свободы, ибо Он не является по своей природе носителем зла, насилия и страха.

         Государство, как уже отмечалось, монополизировало и институционализировало насилие,  которое отчасти    выражено   в виде угроз ¹.

         Российское государство, исходя из своих обязанностей, предусмотренных статьей 2 Конституции России, взялось фактически защищать каждого из нас не только от криминального, но и, исходя из конституционного положения, от легитимного насилия. Несмотря на это, в отношении населения страны постоянно со стороны государственных органов применяется насилие в виде различных дисциплинарных, административных и уголовных наказаний, а также мер, вытекающих из гражданско-правовых отношений (например, принудительное выселение из жилого помещения и пр.).

         Таким образом, начиная с 25 декабря 1993 года, когда Конституция России вступила в законную силу, и до тех пор, пока, по нашему мнению, Конституционный Суд Российской Федерации полно и доступно не раскроет смысл понятия «насилия» в пункте 2 статьи 21 Конституции России, все действия органов государственной власти можно считать противоправными и неконституционными.

         По глубокому нашему убеждению, никто не должен подвергаться духовному, моральному и физическому насилию в любой форме ее проявления, никто не может властвовать над чужим телом, душой и духом. Духовное и нравственное уничтожение всегда происходит вследствие тирании, то есть действий, основанных на произволе и насилии. Так, например, С.Н.Лазарев в своих исследовательских работах постоянно обстоятельно подчеркивал о том, что «нельзя негативно воздействовать на окружающих своими эмоциями и мыслями (обуздание своих энергетических возможностей) ², который ребром поставил вопрос о негативном влиянии насилия не только на физическую, но и на духовно-нравственную целостность личности. Конечно, данные исследования очень ценны для формирования необходимого правосознания, государственной защиты от насилия духовной и душевной природы человека.

4.       Право на свободу и личную неприкосновенность, которое провозглашено частью 1 статьи 22 Конституции России и статьями 25 и 26 Конституции Республики Татарстан.

         Согласно французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года ¹ свобода состоит в возможности делать все то, что не приносит вреда другому.

         «Человек, - как писал Э.А.Гутнов, - должен быть свободен, и это гораздо глубже, чем право человека на свободу. Из рабских душ нельзя создать свободного общества» ². Ю.А.Шрейдер с глубоким смыслом сказал, что «человек не является целиком природным существом, но сверх своих природных качеств обладает духовной свободой» ³. Духовная свобода позволяет человеческому Духу подниматься к тому, что выше его 4. Кроме того, свободой в силу нематериальной природы человека наделена также и человеческая душа,  - нравственная свобода.

         В неразрывной связи со свободой находится, но не совпадает, личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь и достоинство 5.

         Неприкосновенность человека, как точно отметила В.А.Мирошникова, включает в себя как физическую неприкосновенность (жизнь, здоровье человека) так и духовную неприкосновенность (честь, достоинство) 6. Следует здесь добавить, что духовная неприкосновенность никак не ограничивается понятиями тех духовных благ, о которых смог осознать на определенном историческом пути своего развития человек. Конечно, совсем забыли мы сказать и о моральной неприкосновенности личности, нравственное право которой существенна важна для ее бытия.

Гарантии права на свободу и личную неприкосновенность предусмотрены нормами различных отраслей права. Они, например, закреплены в статье 11 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР «Неприкосновенность личности», а также в главах 17 и 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» и «преступления против здоровья населения и общественной нравственности» соответственно и других нормах.

         К несчастью, законодатель не соизволил конкретизировать понятие «свобода» (духовная, моральная, физическая и пр.) и «неприкосновенность» (духовная, моральная и физическая) личности, по всей видимости, подразумевая свободу и неприкосновенность физическую гражданина, что существенно ущемляет естественные духовно-нравственные права и свободы человека. Кстати, отчасти данную проблему попытались решить, например,

в Федеративной Республике Германии, Испании и других странах. Статья 15 Конституции Германии от 23 мая 1949 года провозгласила права человека на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность. Аналогично содержатся такие права и в статье 15 Конституции Испании 1978 года.

         Думается, что в недалеком будущем этот весьма значимый для человека (гражданина) в России вопрос будет положительно решен.

 

5.       Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени, закрепленное частью 1 статьи 23 Конституции России и статьей 34 Конституции Республики Татарстан.

         Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других ¹. Тайна частной жизни отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир духовных, морально-нравственных, интимных и деловых интересов. Образ мыслей, духовный опыт, творчество, увлечения также входят в частную жизнь человека, охраняемую государством. Обострим внимание на том, что частная жизнь человека непосредственно связана с его духовной, моральной и физической автономией.

         Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержаться в различных статьях Конституции России и Республики Татарстан. К ним, в частности, относится право человека на защиту своей чести, достоинства и доброго имени.

         В.И.Даль под честью имеет ввиду внутреннее нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души и чистой совести ². Например, французский писатель А.Виньи полагал, что «честь – это совесть, несколько экзальтированная, это уважение к самому себе, стремление придать красоту жизни, доведенное до крайней степени возвышенного, до самой пылкой  страсти ¹. Так, по Л.А.Введенской, честь – есть нечто иное, как хорошая репутация человека, его доброе имя и связанное ним почет и уважение ². Народная мудрость очень метко характеризует смысл чести, которая была изложена в пословицах:

 

         «Честь окрыляет, бесчестье гнетет»

        

         «Честь ум рождает, бесчестье последний отнимает»

 

         В этике честь определяется как моральная репутация человека, - это честное имя личности. Если достоинство, как правило, тяготеет к гордости, то честь – к честности.

         Французский мыслитель А.Сен-Симон отмечал, что «понятие о чести – наиболее сильный стимул нравственности, чем всякое уложение о наказаниях» ³.

         Таким образом, из изложенного следует, что рассмотренные права непосредственно относятся к группе духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина.

6.       Важное место в системе духовно-нравственных прав и  свобод человека и гражданина занимают свобода совести, свобода вероисповедания.

         Статья 28 Конституции России гласит: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать с ними». Аналогичная норма содержится и в Конституции Республики Татарстан (статья 29).

         В российской юридической науке существует, по нашему мнению, довольно-таки размытое понимание свободы совести, которую напрямую связывают с принадлежностью человека к религии. Так, к примеру, М.В.Баглай под совестью (свободой) понимает «право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выраженной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога» 4. Это высказывание,

смеем заметить, говорит лишь нам о том, что его автор не осведомлен об истинной человеческой природе совести, которая существует отдельно от веры в Бога.

         Совесть – есть голос человеческой монады, категория морального сознания ¹.

         Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как «голос Бога», говорящий в человеческой душе» ². Например, французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо писал: «Совесть! Совесть! Божественный инстинкт, бессмертный и божественный голос: верный руководитель существа невежественного и ограниченного, равно разумного и свободного; непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным Богу, - без тебя я не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными».

         По нашему мнению, правильнее было бы сказать, что Божий голос находит свое выражение через человеческий Дух, совесть отлична от голоса Бога, ибо совесть представляет собой голос так называемой человеческой монады, как отмечалось выше. Нет сомнений, что совесть присуща человеческой душе, где первая является по сути дела характеристикой или свойством последней. Итак, английский писатель С.Смайлс писал:

«Совесть – нравственный наставник сердца, направляющий к хорошим поступкам, хорошим мыслям, хорошей вере, хорошей жизни, - и только под ее господством может вполне развиться благородный и прямой характер» ³.

Преждевременными и несостоятельными выглядят слова М.В.Баглая о том, что «эта свобода особенна важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию». Вера в Бога исходит добровольно от личности путем осознания, возможно, через духовный опыт, важности наивысших и светлых духовных ценностей.

В юридической науке часто свобода совести упоминается в одной «связке» со свободой мысли. Свобода мысли и совести означает прежде всего свободу индивида от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей ¹.

         «Свобода мысли и совести значительно шире по объему, - как полагают А.Я.Сухарев и соавторы, - чем свобода вероисповедания, так как, во-первых, включает свободу придерживаться в том числе и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека» ².

         Свобода совести является абсолютным правом человека и, например, в Российской Федерации не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах в силу части 3 статьи 56 Конституции России.

         Совесть человека не может быть при никаких условиях делегирована в чужие руки, даже самые надежные руки ³. В принципе этим все сказано.

         Свобода вероисповедание – одно из основных духовных прав человека.

         Вторая часть вышеуказанной конституционной нормы, касающиеся свободы вероисповедания и религии, по мнению автора, является классической духовной нормой, которая провозглашает права и свободы, принадлежащие человеческому Духу.

         Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религии и беспрепятственное отправление культов и обрядов, реализация которой говорит об уровне духовности личности. Понятие духовности рассматривается в двух аспектах:

 

1.     Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.;

2.     Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный 4.

 

Противоположным значением, или антонимом, слова «духовный»

является понятие «гражданский» и «моральный» 5. Слов «гражданский» интерпретируется как нецерковный, светский.

         «Человеческий дух,    - как писал Э.А.Гутнов, -     всегда должен подыматься к тому, что выше человека» ¹. А духовный рост осуществляется через религию, веру в Бога. Духовность в человеке растет благодаря духовной силе, находящейся в нем самом ². А так гласит народная мудрость:

 

         «Высшее никогда не получится из низшего, не заключающегося в себе никаких зачатков высшего».

 

         Здесь уместно будет еще раз привести слова В.Г.Короленко: «Нет такого злодея, у которого не было бы в душе Божьей искры».

         Внешний материальный успех имеет глубинную сокровенную подоснову, заложенную более полутора тысяч лет назад системой христианских ценностей. М.Н.Громов в своей работе «Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии» указывает, что «Без сакрального фундамента общество оказывается построенным на песке, и если из грандиозного здания западного социума вынуть опорные ее камни, оно не устоит. У России тоже имелась подобная система ценностей, которая в дьявольском исступлении была разрушена почти до основания и сейчас медленно начинает воздвигаться вновь» ³.

         Духовность совершенно справедливо понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, то есть одухотвориться.

         Таким образом, в сфере духовной культуры человек возвышается над каждодневным, внутренне освобождается от его зависимостей (материальных, социальных и психических) 4.

         Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 года № 125-ФЗ 5, а также Законом Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 14 июля 1999 года 6. Так, например, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии (часть 5 статьи 3 Федерального закона, часть 5 статьи 4 Закона Республики Татарстан). Весьма важно признание тайны исповеди – ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя требовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Это право закреплено в

части 7 статьи 3 указанного Федерального закона.

         Гражданин России в соответствии с Конституцией России (часть 3 статьи 59), Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года № 4455-1 ¹, Законом Российской Федерации «Об обороне» от 24 сентября 1992 года № 3531 ² и Положением «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства России от 1 июня 1999 года № 587 ³, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Идентичное право провозглашено и вышеупомянутым Законом Республики Татарстан.

         Право на свободу совести и вероисповедания признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.

         Из части 2 статьи 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях» следует: «Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данное положение противоречит части 3 статьи 56 Конституции России, ибо свобода совести, свобода вероисповедания, закрепленные юридически в статье 28 Конституции России, не подлежат ограничению даже в экстремальных условиях, а значит  по сути         является неконституционным. Такая же картина наблюдается и с Законом Республики Татарстан» «О свободе совести и о религиозных объединениях».

         Кроме того, Уполномоченный по правам человека в России О.Миронов в Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания России направил заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях» международно-правовым обязательствам России, где указывается о противоречии ряда положений Закона с принципами, установленных в международных актах ¹.

         «Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происходящее в последние годы, возвращает России ее духовные силы», - как отметил М.В.Баглай ². Повсюду по России, к большой радости, наблюдается великое религиозное пробуждение, которое точно сформулировал М.Н.Громов: «На наших глазах разворачивается уникальный процесс – после господства тоталитарной идеологии с уродливым культом вождей, напоминающим языческое почитание римских императоров и восточных тиранов, второй раз в истории страны происходит ее крещение, христианизация, евангелизация. Вместе с этим возрождаются духовные основы и традиции многих народов и этносов, населяющих Россию» ³.

         Указом Президента России «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1995 года осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-светским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Указ гарантирует реабилитацию жертв религиозных репрессий, а также предлагает государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей и других культовых учреждений. Например, в исполнение указанного Указа Президента России был издан новый Указ Президента России «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г.Москве» от 5 мая 1995 года № 4474,

Который фактически подтвердил приоритет духовных ценностей личности над материальными. Безусловно, что воссозданием Храма Христа Спасителя и прочих культовых сооружений народ на много возвышается в духовном плане.

         Всестороннее и гармоничное развитие человека напрямую связано с духовным богатством, моральным и физическим совершенством личности. С.Н.Лазарев, например, отмечает, что «рост духовности одновременно улучшает психику, судьбу, здоровье, благотворно влияет на все стороны жизни человека» ¹.

         Попытку осмыслить сущность и предназначение духовности в жизни людей сделал Э.А.Гутнов, который характеризовал одну из ее ведущих задач – «духовность нужна для борьбы со злом, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги» ².

         Наряду с экономическими, политическими, социальными гарантиями законности и правопорядка В.Н.Хропанюк выделяет и духовные гарантии законности и правопорядка, выраженных, по его мнению, в нормах или проявлениях морали, который не стал глубоко анализировать сказанное ³ (см. Таблицу №1).

 

7.       Мысль и слово  представляют собой средство выражения основных характеристик души (нравов) и человеческого духа. А значит связанные с ними права следует отнести не к гражданским, а к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина.

         Конституции России и Республики Татарстан каждому гарантируют свободу мысли и слова (часть 1 статья 29 и статья 35 соответственно).

         Статья 29 Конституции России действует во взаимосвязи со статьей 28 Конституции России, о которой говорилось выше, она провозглашает свободу идей, мнений, убеждений, а также возможность их открыто выражать.

         К формам нарушения свободы мысли относится имевшее широкое распространение формы понуждения людей высказывать мнение, несоответствующим их мыслям и убеждениям. Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных последствий (опасных) для человека. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право каждого человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием 4.

 8.      Из экономических прав человека и гражданина можно выделить в группу духовно-нравственных прав право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, касающегося только духовной и нравственной сферы деятельности человека.

         Отчасти указанные права и свободы человека и гражданина, которые закреплены частью 1 статьи 37 Конституции России и статьей 42 Конституции Республики Татарстан, принадлежат и к экономическим и к духовно-нравственной группам прав.

         Часть 2 статьи 37 Конституции России, регламентирующая «принудительный труд запрещен» по своей природе является моральной нормой, ибо она налагает запрет на насильственный, принудительный труд.

9.       Из всех социальных прав и свобод человека и гражданина для нашего

исследования представляют интерес те конституционные нормы, которые затрагивают заботу о детях, их воспитание, кА «равное право и обязанность родителей» (часть 2 статьи 38 Конституции России, статья 30 Конституции Республики Татарстан).

         Данное конституционное положение по сути является моральной нормой о нравственном долге родителей перед детьми, который распространяется и на детей о заботе за нетрудоспособными родителями.

         Из общей конституционной нормы вытекают семейные права граждан, комплекс которых закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации от 9 декабря 1995 года № 223-ФЗ ¹.

         Итак, статья 63 Семейного кодекса России гласит: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Отсюда следует, что эта норма, а также вышеуказанное конституционное положение направлены на обеспечение достойного духовного, нравственного и физического развития личности. А это говорит нам о том, что указанное социальное бытие также представляет собой сферу духовных и нравственных прав и свобод человека, а также гражданина.

         В целом можно подчеркнуть, что социальная сфера противостоит духовности в той мере, в какой первая спонтанна, корыстна, адаптивна. В большинстве социальные права и свободы человека и гражданина,            к сожалению, бездуховны ¹. В некоторых случаях социальности никак нельзя исключать морально-нравственный момент (например, социальное обеспечение по инвалидности, по старости, по болезни и пр.).

10.     Если мы говорим о праве на образование в духовных религиозных учреждениях, а также в иных учебных заведениях, где глубоко изучаются религия, мораль, этика, то речь будет идти также о нравственных и духовных правах человека и гражданина, а не о социальных правах.

11.     Не всякие культурные права, закрепленные в конституционных нормах духовны.

         Культурные ценности, обращенные к идеалу, духовному миру преимущественно светлой направленности, являются духовно-нравственными. Под многими культурными правами и свободами человека и гражданина, из-за из малоизученности и размытости в формулировках, сокрыт целый пласт духовно-нравственных прав человека. Например, свобода творчества (часть 1 статьи 44 Конституции России, статья 49 Конституции республики Татарстан) включает в себя не только интеллектуальное, но и духовное, нравственное творчество личности и т.п.

         Отступая от сути рассматриваемого вопроса, следует сказать, что глубокому осмыслению не была подвергнута также статья 58 Конституции России (а значит и соответствующая в Конституции республики Татарстан), которая указывает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,  и косвенно говорит о наличии у животного и растительного мира своих прав и свобод. Конечно, государство законодательно защищает по мере возможности флору и фауну, но без осознания их ценности данная конституционная норма мертва.

12.     Право каждого человека на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции России, соответствующая статья Конституции Республики Татарстан).

         По существу данная конституционная норма выступает одной из гарантий в восстановлении нарушенных духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, обеспечении их реализации и в возмещении причиненного человеку морального (материального) вреда ¹, которая будет рассмотрена в следующей главе  данной работе.

         Обратим особое внимание на то факт, что вопрос о возмещении духовного вреда в российской и зарубежной юриспруденции по сей день так и не поднят на рассмотрение, который требует пристального изучения и разрешения.

         Таким образом, подводя резюме рассмотренному вопросу о духовно-нравственных правах и свободах человека и гражданина в системе права Российской Федерации и Республики Татарстан, можно сказать о том, что в целом рассматриваемая система прав (конституционное право) в отличие от международного права еще менее одухотворена и гуманизирована. Кроме того, она даже не закрепила весьма значимые права и свободы человека, исходящих из его духовной и морально-душевной автономии, о которых вкратце мы постарались рассказать в настоящей работе. Думается, что российское и татарстанское конституционное право, а также текущее законодательство непременно будут расширять существующий объем духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. И в это мы очень надеемся.

 

 

Hosted by uCoz