ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

Прогресс общества невозможен,

если с каждой новой ступенью

развития человек не получает все больший объем прав и свобод.

Г.Н.Манов

 

 

         Изучая Конституции России от 12 декабря 1993 года и Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года, принятой на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Татарстан, автор настоящей работы отметил, что их некоторые статьи не отвечают требованиям развития человеческого общества на современном этапе, и в этих документах должным образом не усматриваются моральные и духовные аспекты ², что нашло также свое подтверждение и при рассмотрении в настоящей работе духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в системе права Российской Федерации и Республики Татарстан (см.с.60). В этом плане, если так можно сказать, Конституции России и Республики Татарстан продлевают «застой нового типа» ³.

         По нашему мнению,       Конституции должны   собой        представлять

Нравственные кодексы государств, которые соответствующим образом будут направлены на защиту духовности и общественной и индивидуальной нравственности ¹. Данный вопрос по сей день является дискуссионным и по нему имеются различные точки зрения. Например, С.И.Валянский и Д.В.Калюжный считают, что «Юстиция, правосудие всего лишь устанавливает меру ответственности за неисполнение нравственных законов»². Английский философ – материалист Т.Гобс считал, что «Закон есть совесть государства» ³. Более критически к соотношению нравственности с законом относятся А.Вайль и П.Генис в своей работе «Американа». В ней указывается: «Юриспруденция не подменяет собой религию. Закона не должен делать человека выше, чище, нравственнее. Он всегда лишь ограждает личность от произвола другой личности или государства. Правовое сознание – это возвращение из царства универсального добра к нашей земной жизни, где закон есть закон, а не инструмент созидания светлого будущего» 4. Так, французский писатель Вольтер говорил: «Изменять нравы и возвышать или уничтожать нацию – это дело правительства»5. «Нужны законы, работающие на спасение человечества, и организации, реализующие эти законы. Но их нет. Сейчас весь мир находится в такой же ситуации, в какой находится Россия», - как отмечал С.Н.Лазарев 6, с которым мы полностью соглашаемся.

         Закрепление в Конституциях России и Республики Татарстан дополнительных духовно-нравственных прав и свобод человека позволит установить в обществе элементарные нравственные отношения между людьми, что, в свою очередь, обеспечит скорое распространение житейского благополучия и должного духовного, нравственного и культурного уровня населения нашей страны. К этим нормам, которые закрепляют духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, можно отнести следующие:

1.Россия, а также Республика Татарстан опираются в своем развитии на принципы любви, справедливости, равенства, братства, нравственные и культурные традиции России, Республики Татарстан и всего человечества. О некоторых принципах еще в свое время говорил академик А.Д.Сахаров 7.

2.Право человека на достойное духовное, нравственное и культурное развитие и совершенствование. Отсюда вытекает право личности на свободу

выбора и совершенствование. Отсюда вытекает право личности на свободу выбора направления (принципа) духовного, нравственного и культурного развития и совершенствования, которые в себе содержат смысл и содержание принципа гуманизма, любви и братства.

         Совершенствование человека начинается с осмысления себя и своего места в мире, со своего отношения к высшим ценностям, с предположения о собственном несоответствии этим ценностям ¹. Л.Н.Толстой, например,  полагал, что главное дело совершенствования – это работа над мыслями, ибо они – начало всего, которыми человек может управлять ². Подобное на много раньше сказал древнекитайский мыслитель Конфуций: «работай над очищением своих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» ³.

         Например, Иисус Христос призывал людей стремиться к совершенству духовному и нравственному:

 

         «Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный»

                  

                                                                                     (Мат.5:48)

 

         Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств, оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать образу совершенства, который содержится в нравственном идеале 4. В свою очередь, духовное совершенство подразумевает подобие Высшему Духу (Абсолюту, Богу).

         Таким образом, понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного и духовного идеала.

         Государство должно признать многообразие направлений (принципов) духовного, нравственного и культурного развития и совершенства личности. Оно отчасти только признало нравственное, духовное и культурное развитие ребенка, но не более того. Для реализации указанного права государство, подчеркиваем, обязано создавать все необходимые условия. Безусловно, что никто не может от них отказаться.

3.Никто не должен умалять духовное и моральное достоинство личности. Вопрос о недопустимости умаления человеческого духа был поднят еще в 1993 году 5, который так и остался не разрешенным и открытым.

4.Право человека не только на физическую (личную), но и на духовную и, в полном смысле, моральную неприкосновенность.

5.Запрет на духовное и моральное насилие, не говоря уже о физическом страдании, уничтожении и наказании. Отсюда вытекает запрет воздействия на психику и волю человека каким-либо средствами и методами.

         Так, С.Н.Лазарев отмечает, что «Нельзя негативно воздействовать на окружающих своими эмоциями и мыслями» ¹.

         Следует здесь также отметить о негативно воздействии вообще системы наказания на человеческую личность. Так, П.А.Кропоткин отмечал, что тюрьма развивает в своих обитателях не только ненависть к обществу, она не только систематически убивает в них всякое чувство самоуважения, человеческого достоинства, сострадания и любви, которая развивает, наконец, противоположные чувства, она прививает арестанту самые гнусные пороки ². Система наказания всегда направлена против духа, души и тела человека. В связи с этим, необходимо закрепление как можно больше норм, ограничивающих не только физическое, но и духовное и морально-психологическое насилие.

6.Каждый человек и гражданина имеет право на нравственное и гуманное отношение со стороны государства и его должностных лиц.

         Государство и его должностные лица обязаны гуманно и нравственно относится к человеку. Это должно привести, в конце то концов, к пересмотру всех законов, - «реформируется система наказания, правовых норм, процессуальных норм, смягчится шкала наказаний и сам принцип наказания начнет уступать место принципу врачевания преступника» ³.

7.Человек имеет право на возмещение духовного вреда (духовные страдания). Духовные страдания (уничтожение) всегда происходят вследствие тирании – действий, основанных на произволе и насилии.

8.Любые должностные лица избираются или назначаются с безупречной репутацией и высокой нравственностью.

         И.В.Гете по этому поводу говорил: «Я повторяю, кто хочет заниматься делами управления, не будучи владетельной особой, тот либо филистер, либо негодяй и дурак».

         Следует отметить, что нравственные требования отчасти нашли свое нормативное закрепление. Так, например, статья 8 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации

от 12 июля 1994 года № 1-ФКЗ ¹ указывает, что одним из требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда России, является безупречная репутация человека.

         К несчастью, конституционные требования к Президентам России и Республики Татарстан и прочим должностным лицам не содержат вышеуказанные весьма существенные моменты.

         На уровне дискуссий находится вопрос о необходимости нормативного закрепления Кодекса чести судьи, в котором изложен целый ряд моральных требований к кандидату на должность судьи ².

         Например, в соответствии с Кодексом этики социальных работников эти лица должны обладать рядом духовно-нравственных качеств ³. П.Д.Павленок, говоря о сущности духовно-нравственных качеств социальных работников, очень размыто, если сказать, вообще не представляет о понятии духовных качеств личности, который лишь афишировал этим термином 4.

         Предъявляемые к следователям требования профессионального и этического характера зафиксированы в Уголовно-процессуальном кодексе России и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 40).  Профессиональные и этические требования, предъявляемые к следователям, тесно между собой связаны 5. Например, в ряде ВУЗов Республики Татарстан помимо требований к владению необходимыми предметами, экзаменационная комиссия оценивает и личность абитуриента, в частности, его моральные, нравственные качества 6.  

         В связи с введением дополнительных духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в законодательство России и Республики Татарстан, этические требования, предъявляемые к следователям и прочим должностным лицам, должны пересматриваться и существенно пополняться.

9.Никто не может отказаться от духовной, моральной и физической свободы, духовного, морально-нравственного и культурного развития и совершенствования.

10.Каждому гарантируется свобода выбора и решения.

11.Граждане и их объединения имеют право участвовать в этическом контроле за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности.

К вышеизложенным следует отнести и те, которые изложены в Проекте поправок и норм, провозглашающих духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина (см.Приложение № 5).

         Духовно-нравственные права и свободы человека должны непосредственно закрепляться в конституционных нормах в связи с их значимостью для человека и общества в целом, которые вытекают из естественной природы человеческой личности.

         Учитывая важность духовно-нравственных прав и свобод для человека и общества, воспользовавшись своим конституционным правом, предусмотренным статьей 33 Конституции России и статьей 38 Конституции Республики Татарстан, автор настоящей работы обратился к Президентам, Председателям Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан, в Федеральное Собрание России и Государственный Совет Республики Татарстан с предложением о введении в Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан дополнительных норм, провозглашающих духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, а также понятия «нравственное правовое государство» вместо «правовое государство» для России («нравственное суверенное государство» для Республики Татарстан»).

         На свои обращения автор получил ответы с благодарностью за активное участие в законотворческом процессе по совершенствованию законодательства республики Татарстан от Государственно0правового управления Президента Республики Татарстан и Комиссии по вопросам законодательства, законности, правопорядка и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан, в которых также сказано, что наши «предложения и замечания будут учтены в дальнейшей работе при внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан, а также при разработке нормативных правовых актов» (см.Приложения №№ 1, 3, 10 и 11).

         В свою очередь, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания России по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел наши предложения и известил, что они, по возможности, будут использованы при работе над поправками и предложениями о пересмотре Конституции Российской Федерации (см.Приложение № 2).

         Департамент конституционного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации полагает, что предложения о дополнении Конституции России могут быть рассмотрены при подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов (см.Приложения №№ 7-9).

         Однако Главное государственно-правовое управление Президента России отнеслась с долей иронии к указанной инициативе. «Не отрицая значимости норм морали как важного регулятора общественных отношений, полагаем нецелесообразным в настоящее время вносить предлагаемые вами

поправки в Конституцию Российской Федерации, так как это требует принятия новой Конституции»  - говорится в ответе упомянутого Управления (см.Приложение № 4). В другом ответе этого же государственного органа сообщается, что «В ряде радиообращениях Президента Российской Федерации также высказывалось мнение о неприемлемости принятия поспешных решений в отношении внесения различного рода поправок в Конституцию, что может негативно отразиться на стабильности государства и общества… Изменение Конституции может нанести непоправимый ущерб стабильности в обществе и привести к обострению сложившейся ситуации» (см.Приложение № 6).

         Безусловно, что предлагаемые нормы, которые провозглашают духовные и нравственные права и свободы человека и гражданина, новые для законодателя, которые не смогли еще осознать, по всей вероятности, их необходимость для человека и общества. Кроме того, государство  о сущности которого рассказывается в следующей главе данной работы, никак не желает признать приоритет норм морали над правовыми нормами, не говоря уже о приоритете духовных и нравственных ценностей личности. Отсутствие в правосознании законодателя приоритета духовных и нравственных благ человек над материальными создает серьезную проблему в реализации естественных духовно-нравственных прав и свобод человека.

         При всей сложности поставленной задачи, можно отметить, что в этом случае была предпринята попытка на теоретическом уровне решить типичную проблему некоторых юридических наук, например, теории права и государства, конституционного права и пр.¹

         Следует подчеркнуть, что позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам личности, о чем постоянно обращалось внимание в предыдущих главах. По этой причине можно сказать, что право и мораль сохраняют принципиальное расхождение. На новом витке духовного развития человечества, данные расхождения будут сглаживаться, появятся новые очертания права, базирующегося на духовно-нравственных ценностях личности и ее значимости  перед Богом (Творцом).

Возможно, что на это потребуется много времени, к примеру, один век, или же совсем немного – одно поколение.

            «Непрестанное устремление к духовному развитию, - как пишет в своих работах С.Н.Лазарев, - закрепленное государственными законами, позволит избежать все усиливающуюся деградацию нашего рассудка. Человечество слишком зацепилось за интеллект и разум и абсолютизирует ценности цивилизации» ¹. Сказанное подтверждает, что в основу духовных и нравственных прав и свобод человека Творцом были заложены духовные законы высшего порядка, осознание которых позволит существенно изменить существующее государственное или позитивное право.

         Таким образом, в заключении можно сказать о том, что, если закон не защищает личность, его духовную, нравственную и физическую целостность, его духовно-нравственные права и свободы и не провозглашает их как высшую ценность, то его нужно без промедления менять, так как он смертельно опасен и ущербен для человеческой Души и Духа.

 

           

 

Hosted by uCoz