ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ОБЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Без единой концепции, без новой
философии и морали человечество
не создаст новых законов и
отношений, и оно обречено на
гибель.
С.Н.Лазарев
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющих его духовные, моральные и социальные возможности и характер жизнедеятельности ¹.
В любом случае человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенных набор духовных, нравственных и материальных благ, которые выступают естественными правами человека. В условиях существования государства эти притязания находят юридическое закрепление в национальном законодательстве.
Естественные права человека, выраженные в его духовной, нравственной и физической целостности, выступают источниками или формами появления и действия норм права.
Познание и осмысление тенденций духовного, морального и физического развития человека создают предпосылки к возникновению позитивного права. Международные организации, государства нормативно закрепляют естественные права человека. Первые реализуют свою правосубъектность в значительной мере за счет создания норм международного публичного права, которые непосредственно участвуют в нормотворческом процессе государств и сами формулируют юридические обязательные правила поведения участников международных отношений ². В результате этой правотворческой деятельности на свет появляются
нормативные правовые акты, которые устанавливают нормы права или правила поведения людей.
Как правило, нормы международного права закрепляются в двух основных источниках – договорах и обычаях. Эти источники международного публичного права находятся в согласовании воль создаваемых их участников международных отношений.
С учетом потребности и условий развития человеческого общества на определенном историческом этапе нормативные правовые акты (международные и национальные) подлежат изменениям, дополнениям или совсем отменяются из-за ненадобности.
Исследование духовно-нравственных прав и свобод человека в международной правовой системе показало, что многие права и свободы личности, изложенные в основных источниках международного права, подлежат уточнению и конкретизации (а также в расширении), ибо понятие духовно-нравственных прав и свобод насыщает прав и свободы личности совсем новым содержанием. Безусловно, что провозглашение новых духовно-нравственных прав и свобод, исходящих из духовной и моральной автономии личности, позволит создать отличные от прежних правила поведения людей в международном масштабе.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), служа делу мира и развития, поставили перед собой важнейшую и, по нашему мнению, даже титаническую задачу современности: «Создание новой этики, без которой немыслимы мир и истинный прогресс человечества» ¹.
Из сказанного видно, что ЮНЕСКО предприняло попытку создания новых международных единообразных правил, регламентирующих жизнь в планетарном масштабе.
Перед человечеством стоит глобальная проблема его духовного, нравственного и культурного развития и совершенствования, решение которой позволило бы возвысить над государством духовно-нравственное положение личности.
В связи с этим следует отметить, что понятия «международной нравственности» пока не существует ², а лишь формируются предпосылки к ее созданию. А это говорит о том, что назрел вопрос о поиске и определении путей создания новой этики, в которую бы вошли христианские и просто общечеловеческие моральные и духовные ценности, охватывающие все
главные области жизнедеятельности человека.
Нами было предложено ЮНЕСКО изложить вышеперечисленное в Конвенции о духовном и нравственном положении личности (см.Приложения № 12 и 13). По нашему мнению, в нее должны войти следующие нормы, которые существенно закрепляют духовно-нравственные права и свободы личности, а именно:
Право каждого на достижение наивысшего уровня духовного и нравственного развития;
Запрет духовных и нравственных страданий. Необходимо закрепление как можно больше норм, ограничивающих не только физическое, но и духовное, моральное насилие;
Свобода выбора направления духовного, нравственного и культурного развития и совершенствования человеческой личности, содержащей смысл и сущность принципа любви и братства (гуманизм). Примером может послужить английская программа Образования в духе Человеческих ценностей, идеи которой базируются на пяти крепких, вечных основаниях: любовь, правда, мир, корректное (нравственное) поведение и отрицание насилия ¹;
Каждая личность должна стремиться к духовному, нравственному и культурному совершенству. Для этого государство обязано создавать все необходимые условия;
Никто не может отказаться от личной, духовной и моральной свободы;
Никто не может отказаться от духовного, нравственного и культурного развития и совершенствования;
Каждому гарантируется свобода выбора и решения;
Государство, должностные лица обязаны гуманно и нравственно относиться к человеку;
Каждый имеет право на возмещение духовного вреда;
Запрет деятельности, направленной против международной нравственности и принципа любви и братства (гуманизма);
Любые должностные лица избираются или назначаются с безупречной репутацией и высокой нравственностью, и прочие.
Для решения поставленной задачи ЮНЕСКО было предложено использовать согласительные метод при создании международной морали, а также рекомендовать Генеральной Ассамблеи ООН и Совету Европы разработать и ввести в действие протоколы о духовных и нравственных
правах и свободах личности к всеобщей Декларации прав человека и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Безусловно, что Конвенция о духовном и нравственном положении личности будет предусматривать правовые средства и механизмы гарантий духовно-нравственных прав и свобод человека.
Сущность данного направления весьма точно определил С.Н.Лазарев, который указал, что «То количество любви, которое будет появляться в душе каждого человека в ближайшее время позволит создавать новые нормы морали, нравственности, коллективного сознания, которые позволят объединить все человечество» ¹.