ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

 

Подвергая систематизации все

составляющие нашего бытия, человек

выделяет из них наиболее ценные во вселенском масштабе аспекты своего

дальнейшего существования.

Ивеша

 

         Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. По этому в теории прав существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина.

         В настоящее время одним их распространенных подходов классификации является выделение так называемого «твердого ядра» прав и свобод человека, то есть тех прав, которые не могут нарушаться при каких-либо обстоятельствах.

         Впервые «твердое ядро» прав появилось в международном праве, в частности, в Европейской Конвенции о защите прав и человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года ¹.

         Итак, в «твердое ядро» входят следующие права и свободы человека:

  1. Право на жизнь;

  2. Запрет пыток или бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство обращения или наказания;

  3. Запрет рабства или подневольного состояния;

  4. Запрещение ретроактивного закона, вводящего или ужесточающего уголовное наказание.

          К вышеизложенному перечню прав и свобод, неподлежащих ограничению, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года ², следует отнести такие права:

          1.Запрет лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств;

         2.Право на свободу мысли, совести и религии, включая право родителей давать  своим детям религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями.

         Не смотря на то, что международное право в этом плане продвинулось дальше некоторых законодательств стран мира, следует отметить, что многие национальные законодательства содержат в себе также так называемые «твердые ядра» прав и свобод человека (гражданина), которые по некоторым положениям аналогичны «твердому ядру» международного права. Например, в Конституции Российской Федерации ¹ имеется «твердое ядро» прав, в которое входят более восьми основных прав и свобод человека и гражданина. И только три перечня прав, предусмотренных Конституцией России, идентичны международным правам, вошедших в «твердое ядро» прав. Это право на жизнь (статья 20 Конституции России), запрет пыток, насилия, жестокого или унижающее человеческое достоинство обращения или наказания, а также медицинских, научных и иных опытов (статья 21 Конституции России), право на свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции России). 

         В отличии от Российской Конституции Конституция Республики Татарстан ² вообще не имеет своего «твердого ядра» прав и свобод человека и гражданина, неподлежащих какому-либо ограничению. Но в то же время, согласно пункту 2 статьи 62 Конституции Республики Татарстан общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над законами Республики Татарстан. Кроме  того, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, это говорит о том, что в «твердое ядро» прав и свобод человека и гражданина, закрепленных законодательством Российской Федерации, также входит и «твердое ядро» прав международного общего права. Последнее касается и законодательства Республики Татарстан.

         Чтобы исследовать наличие «твердого ядра» прав человека в прочих национальных законодательствах, для примера ниже будут рассмотрены несколько конституций государств Европейского Союза.

         Итак, Конституция Королевства Дании от 5 июня 1953 года ³ вообще не содержит «твердого ядра» прав и свобод человека и гражданина,        которые бы не подлежали какому-либо ограничению. В отличии от датской конституции, все права и свободы человека и гражданина, изложенные в статьях с 8 по 32 включительно части 2 Конституции Бельгии от 7 февраля 1831 года ¹ «О бельгийцах и их правах», можно отнести к «твердому ядру» прав. По всей видимости, следует считать, что эти прав и свободы не подлежат какому-либо ограничению, ибо статья 187 Конституции Бельгии гласит: «Конституция Бельгии не может быть приостановлена ни полностью, ни частично».

         Основной Закон (Конституция) Федеративной Республики  Германии от 23 мая 1949 года ²  содержит «твердое ядро» прав. Совсем противоположное можно проследить в Конституции Великобритании.

         По смыслу статьи 55 Конституции Испании, которая вступила в силу 29 декабря 1978 года ³, следует, что многие прав и свободы человека и гражданина не подлежат ограничению. К ним относятся, например, право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, запрет пыток и бесчеловечного или унижающее достоинство обращения (статья 15 указанной Конституции), гарантии свободы идеологии, вероисповедания и отправления культов (статья 16 Конституции Испании). При этом, в силу статьи 10 Конституции Испании «твердое ядро» прав международного публичного права непосредственно включено в национальное «твердое ядро» прав и свобод человека и гражданина.

         В Федеральном Конституционном Законе Австрии, который был принят 1 октября 1920 года Конституционным Национальным Собранием и вступил в силу 10 ноября 1920 года 4, именуемого также «Конституцией», не найдешь «твердого ядра» прав. Но в то же время, как указывалось выше о Конституции Республики Татарстан, Конституция Австрии включает в себя «твердое ядро» прав, указанных в международных актах. О чем, в частности, свидетельствует часть 3 статьи 8 Конституции Австрии: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Бюллетень Федеральных законов, № 21/1958) остается незыблемой». Аналогичная ситуация прослеживается в Конституции Ирландии 1937 года 5. При чем, в ней также оговаривается некоторые моменты, например, что ограничению могут подлежать любые права и свободы человека по «соображениям общественного порядка и морали».

         В последнее время ученные все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав» человека или о разных «возрастных правах» ¹.

         «Первое поколение» прав человека (конец XVIII века) – это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности. «Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические прав. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы прав и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания. Гражданские и политические права были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.

         «Второй возраст прав» человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX – начало XX столетия. Здесь речь идет о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручениями к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти прав по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.

         Наконец, «третий возраст прав» связан с интернализацией. Это новые права, которые характеризуются, как правило, следующими параметрами:

  1. Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.;

  2. Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и требовали бы от него их реализации;

  3. Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире.

Итак, «права солидарности» имеют надгосударственную и

наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. По нашему мнению, последнее право на много расширит в будущем свои границы, ибо речь будет уже идти и о праве пользования духовными и нравственным

потенциалом человечества.  Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами.

         Две вышеизложенные классификации представляют собой, в первом случае, упрощенную классификацию и более полную, во втором варианте.

         Кроме того, права и свободы человека и гражданина традиционно в науке делятся на три группы:

  1. Личные или гражданские;

  2. Политические;

  3. Экономические, социальные и культурные права и свободы ¹.

Ученые России к основным (то  есть конституционным) правам и свободам человека и гражданина по своему содержанию относят:

 

  1. Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России);

  2. Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России);

  3. Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России)

  4. Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России) ².

Как видно, что не всегда при классификации то или иное право может

быть безоговорочно отнесено к какой-то одной категории. Любая классификация в известной мере условна.

         Следует подчеркнуть, что международному праву ближе подходит последняя рассмотренная классификация основных прав и свобод человека и гражданина.

         В любом случае, вышеизложенные классификации прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, никак нельзя считать наиболее полными, ибо они не подчеркивают и не отражают в себе смысл и содержание всех существующих сфер жизнедеятельности человека: духовной и интеллектуальной. В частности, все существующие классификации предали забвению и на неизвестность права и свободы, непосредственно вытекающих из духовной и моральной автономии личности. Это, как нами ранее отмечалось, духовно-нравственные права и гражданина ³.

         Безусловно, что некоторые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были неверно и ошибочно отнесены то к гражданским, то к культурным и социальным правам и свободам человека и гражданина, о которых речь будет вестись немного ниже, - в главе «Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина в различных правовых системах».

      Несмотря на наличие рассматриваемых нами прав и свобод в существующих классификациях, а также в международных правовых актах и национальных законодательствах, никто, к большому сожалению, из исследователей не удосужился выделить и обособить отдельно этот существующий перечень прав и  свобод в так называемое «четвертое поколение прав» (конец XX – начало XXI столетия) или, наконец, в самостоятельную группу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим, нам представляется наиболее точной и полной по своей форме, объему и содержанию следующая классификация прав и своболд человека и гражданина:

  1. Духовно-нравственные права и свободы;

  2. Права солидарности;

  3. Культурные права и свободы;

  4. Гражданские права и свободы;

  5. Социальные права и свободы;

  6. Экономические права и свободы;

  7.  Политические права и свободы.

При такой, казалось бы, объемной классификации можно группу

духовно-нравственных прав и свобод разделить на две самостоятельные группы прав: духовные и нравственные права и свободы человека и гражданина. Возможно, что это дело будущего … для краткости в данной работе эти права будут рассматриваться как единое целое – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина.

Hosted by uCoz