ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина в различных правовых системах
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное право – одно из направлений
гуманизации и просветления законов,
установленных человеческим сообществом
и даже природой, - попытка создания
всеобщего человеческого братства,
основанного на общепризнанных
благодетелях: любви, взаимопонимании …
Ивеша
По международным правом понимается две самостоятельные правовые системы: международное публичное право (или общее международное право) и международное частное право. Нормы международного публичного и международного частного права служат одной и той же цели – созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях ¹. К последним относятся духовная и интеллектуальная сфера.
Международное частное право неразрывно связано с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Им регулируется особая группа гражданско-правовых (имущественных) отношений, которые имеют международный характер. В международном публичном праве главное место занимают политические взаимоотношения государств – вопросы обеспечения мира, международной безопасности, суверенитета государств и т.д.
Международное публичное право всегда характеризует нормы, правоотношения и правосознание ², то есть указанные три формы существования права ³.
Следует отметить, что для международного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В центре внимания всех государств-участников международного общения должны быть человек, его
права и свободы.
Основными субъектами международного права и международного общения (отношений) являются международные (межправительственные) организации, государства-участники международных отношений, юридические лица (организации) и граждане государств-участников ¹.
Взаимосвязь государств находит свое выражение в расширении сотрудничества в самых различных сферах, о которых уже выше говорилось. В решении задач развития сотрудничества с различными странами важная роль принадлежит праву, правовым методам и средствам.
Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев.
В международном публичном праве роль основного источника регулирования отношений играет международный договор. В международном частном праве международный договор также имеет большое значение, но их правила будут применяться к субъектам отношений – гражданам и юридическим лицам – не непосредственно, а после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством.
К субъектам, которые создают нормы международного права, следует отнести международные организации и государства ².
Как правило, в международно-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений ³.
К источникам международного права относят:
1. Международные договоры (конвенции и пр.), как общие, так и специальные, которые содержат нормы общего международного права;
2. Международный обычай, составляющий норму международного права;
3. Общие принципы права, признающие государствами;
4. Судебные решения международных судебных и арбитражных органов как вспомогательные средства для определения правовой нормы 4.
В современной системе международных отношений важное место принадлежит следующим международным организациям: Организации Объединенный Наций и Совету Европы.
24 октября 1945 года, когда был ратифицирован Устав ООН от 26 июня
1945 года ¹ Союз Советских Социалистических Республик (СССР), США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН, является днем создания Организации Объединенный Наций ².
Основными задачами ООН являются: избавление грядущих поколений от бедствия войн; утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций; создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; содействие социальному прогрессу и улучшение условий жизни при большой свободе.
Крупной заслугой ООН стала кодификация международного права ³.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека 4, в которой сформулированы основные стандарты в области прав человека, имеющих моральное значение, к достижению которых должны стремиться все народы и государства. В дальнейшем ООН были разработаны два других документа, которые содержали уже юридические обязательства для каждого ратифицировавшего их государств, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года 5 и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 19966 года. Указанные Пакты о правах человека были приняты 21-ой Сессией Генеральной Ассамблеей ООН. Советский Союз ратифицировал Международные Пакты о правах человека в 1973 году, и они вступили в силу в 1976 году. В связи с распадом СССР права и обязанности, вытекающие для него из Пактов, перешли к России. После принятия Всеобщей Декларации права человека ООН подписало большое количество международных договоров и актов, касающихся прав человека.
В свою очередь, Совет Европы был учрежден 5 мая 1949 года в результате принятия Устава Совета Европы 6 правительствами одиннадцати европейских стран (Королевства Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Великобритании и Северной Ирландии и др.). Целью Совета является
осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Государства-члены Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую Декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года ,подписали 4 ноября 1950 года Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ¹.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года – основополагающий европейский международный договор, к которому Россия уже будучи членом Совета Европы присоединилась, ратифицировав его 20 февраля 1998 года ².
Совет Европы в целях обеспечения коллективного осуществления некоторых прав и свобод человека помимо тех, которые были уже включены в указанную Конвенцию, подписал ряд Протоколов к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которых насчитывается уже свыше десяти.
Предметом нашего рассмотрения с учетом изложенной классификации прав и свобод в главе 3 настоящей работы являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного права.
Итак, к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международно-правовых актах, относятся следующие права:
1. Право на жизнь, закрепленное во Всеобщей Декларации
прав человека, Европейской Конвенции и других международных документах.
Самой известной формулировкой морального запрета
является «не убий» Моисее, непротивление злу Иисуса Христа
(Сына Бога, Сына Человеческого, Пророка, Моралиста), ахимея
(буквально – ненасилие, не вреждение) древнеиндийской культуры
(в особенности религии и философии джайнизма) ².
Статья 2 Европейской Конвенции гласит: «Никто не может
быть намеренно лишен жизни, за исключением случаев, когда
приводится в исполнение приговор суда».
Смертная казнь – есть убийство, осуществляемое
государством в рамках его права на легитимное насилие. Ее можно
назвать «законным убийством», то есть убийством по приговору суда ¹.
Смертная казнь – всегда акт государственной деятельности ².
Отсюда следует, что преступление, совершаемого государством,
приравнивается к акту государственной деятельности ³.
Смертная казнь – есть убийство как таковое, которая отрицает
полностью принцип нравственного отношения к человеку 4. И
всегда она посягает на физическую, духовную и нравственную
целостность личности как факт насилия.
В настоящее время международным правом смертная казнь
запрещена (протокол № 6 от 28 апреля 1983года к Конвенции о
защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) 5.
2. Запрет пыток или бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения или наказания (статья 3 Европейской Конвенции, статья 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года 6, статья 5 Всеобщей Декларации прав человека, статья 10 декларации о прах инвалидов от 9 декабря 1975 года 7, статья 37 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года 8.
Данное право по сути исходит из духовной и моральной автономии личности, на их ненасилие, не говоря уже о физической целостности человека.
К сожалению, статья 25 Европейской Конвенции допускает насильственные меры в отношении индивида по двум основаниям: за не выполнение законного решения суда, а также с целью выполнения любого обязательства, предписанного законом. Таким
образом, насилие, проявляемое со стороны национальных государственных органов, Советом Европы вполне допускается и поощряется, с чем никак нельзя согласиться. Мы полагаем, что функция юридической ответственности вообще не должна в себе
содержать репрессивно-насильственного момента.
Как всем известно, насилие представляет собой узурпацию свободной воли личности, где одна сторона силой, внешним принуждением пытается навязать свою волю, власть другим ¹. А это всегда посягательство на духовную, нравственную и личную свободу!
Насилие в любой форме ее проявления всегда противоположно морали (золотому правилу нравственности), ибо первое всегда направлено на уничтожение человеческого достоинства (личного, духовного и морального), ставит, наконец, выше свою волю над волею другой.
Запрет на насилие – первый и основной морально-нравственный запрет.
Практика показывает, что Совет Европы придает большое значение деятельности по искоренению пыток и плохого обращения, например, с последственными ².
3. Запрет всякой пропаганды войны (статья 20
Международного Пакта о гражданских и политических правах от
16 декабря 1966 года).
Здесь комментарии излишне, так как о бедствиях, которые
несет война, написано много томов.
4. Запрет рабства или подневольного состояния (статья 4
Европейской Конвенции, статья 8 Международного пакта о
гражданских и политических правах).
Говоря о запрете рабства, отличным комментарием
послужит высказывание Цицерона: «Нет ничего мучительнее
оскорбления человеческого достоинства, ничего унизительнее
рабства. Человеческое достоинство и свобода свойственны нам.
Будем же хранить их или умрем с достоинством» ³.
5. Пункт 1 статьи 10 Международного Пакта о гражданских и
политических правах от 16 декабря 1966 года гласит: «все лица,
лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и
уважение достоинства, присущее человеческой личности».
Достоинство человека – это есть нравственная ценность ¹, которое отражает оценку нравственной ценности человека, его общественной значимости, которую дает себе сам человек и окружающие его люди ².
По нашему мнению, указанное определение достоинства будет наиболее полным, если мы также будем говорить и о духовном достоинстве личности, которое, в свою очередь, подчеркивает духовное величие человека.
В настоящее время существует три подхода к пониманию достоинства:
А) Когда достоинство непосредственно зависит от общественного положения, где основной ценностью является частная собственность, и достоинство зависит напрямую от денег (Буржуазная эпоха);
Б) Понятие достоинства связывается с умом, талантами и возможностями человека. Это мировоззрение зародилось в эпоху Возрождения, была также присуща кругу разночинцев в России. Эта позиция, как и первая, уязвима именно с точки зрения морально-этических ценностей;
В) Общественная значимость человека определяется, прежде всего, по морально-нравственному содержанию или облику человека, подход который наиболее считается верным. Это так называемое моральное достоинство человека, которое «равно той мере, в какой он готов (то есть способен и хочет) понять нужды другого» ³.
Все указанные толкования достоинства будут ущербны, если не сказать о совсем новом понимании достоинства, которое дается автором настоящей работы.
На наш взгляд, особую ценность представляет духовное достоинство, отражающее духовную значимость личности перед Богом, Духовным миром. Оно складывается в нашем понимании из веры, религиозного и этического облика личности, и, конечно, из духовного совершенства.
Выделяют соответствующие формы достоинства:
1. Гражданское достоинство, под которым имеют ввиду
патриотические достоинство (включает в себя любовь, гордость за свою культуру), национальное и воинское достоинство;
2. Семейное достоинство, которое, в свою очередь, состоит из
супружеского достоинства (включает такие понятия, как честь, гордость), родительского, а также дочернего и сыновнего;
3. Профессиональное достоинство, которое неразрывно связано с
гордостью, честью, представляемой профессией;
4. Коллективная форма достоинства, среди которой могут
встречаться ложные –, например, воровское достоинство;
5. Личное достоинство, о котором говорилось в подходах к
пониманию достоинства.
У различных социальных групп самооценка достоинства бывает разной. У одних наблюдается завышенная самооценка своего достоинства, а других заниженная.
В любом случае достоинство должно подкрепляться духовными и нравственными ценностями, которые выше на несколько порядков материальных в силу их связи с бытием более совершенным, чем бытие нашего материального мира ¹.
Таким образом, не возникает никакого сомнения в том, что право человека на уважение его духовного и морального достоинства относится к группе духовно-нравственных, а не к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, что к первой же группе прав можно и следует отнести и право человека на гуманное обращение.
6. Право на свободу мысли, совести и религии. Это право
включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов, которое закреплено в статье 10 Европейской Конвенции, статье 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года ², которая была даже принята без голосования ООН. Кроме того, указанные Пакт и Декларация провозгласили также
запрет принуждения, умаляющее человеческую свободу иметь
или принимать религию или убеждения по своему выбору.
Так, в пункте 1 статьи 2 упомянутой Декларации
указывается, что «никто не должен подвергаться
дискриминации на основе религии или убеждений со
стороны любого государства, учреждения, групп лиц или
отдельных лиц».
В то же время в международных актах делается оговорка о том, что «свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц», которая недопустима, ибо «богатый духовный мир предпочтительней бедного духовного мира» ¹.
Как указывалось нами ранее, религия, вероисповедание представляют собой всегда область духовной жизни человека, из которой вытекают духовные права личности.
Под совестью понимают нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его душе, а также внутреннее сознание добра и зла ².
Этимология русского слова «совесть» означает соведение, то есть знание самого себя, или весть о себе. Совесть, как этическая категория определяется как механизм самоанализа, самооценки и самоконтроля.
Пристальный анализ совести был приведен Г.Гегелем, который дал классификацию совести. Он выделяет:
1. Совесть идеальную или истинную;
2. Формальную совесть – совесть конкретного человека в реальной жизни. В этом делении Гегель намечает проблему меры совести, которая разворачивается в двух аспектах:
А) каждый человек имеет свою меру совести;
Б) один и тот же человек в разных жизненных ситуациях различно проявляет свою меру совести.
В жизни человека совесть выполняет ряд важнейших функций, которые сводятся к следующему:
1. Выражается в ее определении – самоанализ, самооценка и самоконтроль. Отсюда следует, что совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое
несоответствие должному – неисполненность долга ¹;
2. Совесть всегда определяет мотивацию поступков, где
последняя очень важна в праве;
3. Совесть оценивает последствия поступков.
Следует подчеркнуть, что субъективно совесть может
восприниматься как хотя внутренний, но и чужой голос, как
голос независимый от «Я» человека, или голос «другого Я».
Отсюда делают два противоположных вывода относительно
природы совести. Один состоит в том, что совесть – это голос
Бога. Другой состоит в том, что совесть представляет собой
обобщенный и перенесенный во внутренний план голос
значимый чем другие. Короче говоря, как полагают
отечественные этики, совесть – это голос «другого Я» человека,
той части его души, которая не обращена заботами и
утеснениями каждого дня ². Совесть говорит как бы от имени
вечности, обращаясь к достоинству личности. Безусловно, что
совесть – есть ответственность человека перед самым собой, как
носителем высших, универсальных ценностей ³, которые, как
отмечал О.Г.Дробницкий, возвышены, нравственны и
прекрасны 4.
Совесть имеет своих социальных носителей или субъектов:
нация, партия, человечество и пр. Следовательно, есть смысл
говорить о совести, например, нации или трудового коллектива.
Завершая разговор о свободе совести, как о духовно-
нравственном праве человека, хочется напомнить о том, что
совесть, как правило, сравнивают с голосом морали 5.
Русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что же и составляет
величие человека, как не мысль?» 6.
Свода мысли – личное право личности, которая означает
свободу индивида от любого идеологического контроля, право
каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных и
нравственных ценностей, которое охватывает все аспекты
интеллектуальной и духовной жизни человека ¹.
«Мысль, дух, душа не есть что-либо материальное и
даже не вещество, а лишь сросшийся комплекс многообразных
сил, результат совместного действия многих веществ,
одаренных силами или свойствами», - как отмечал Л.Бюхнер ².
Иногда мысль сравнивают с крыльями души.
По нашему мнению, мысль – это есть средство выражения
Духовного, морально-душевного и материального мира человека,
а значит свобода мысли по сути дела характеризует свободу
человеческого духа и души.
7. Запрет всякого выступления в пользу национальной,
расовой или религиозной ненависти, представляющее собой
подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
Указанная по существу моральная норма закреплена в
статье 20 Международного Пакта о гражданских и политических
правах от 16 декабря 1966 года.
Здесь также можно говорить о некоторых гарантиях
духовного мира человека, а также о моральной
неприкосновенности личности.
8. Право ребенка на благоприятные условия, которые
позволяли бы ему развиваться духовно, нравственно, физически,
умственно и в социальном отношении здоровым и нормальным
путем и в условиях свободы и достоинства.
Это по истине духовно-нравственные прав личности,
которые были как нельзя лучше провозглашены Декларацией
прав ребенка от 20 ноября 1959 года (Принцип 2).
9. Право на всестороннее развитие человека, закрепленное
Декларацией о праве на развитие от 4 декабря 1986 года ³,
Которое оговаривает об экономическом и социальном прогрессе
и развитии народов.
Указанное право по неизвестным причинам не было более
детально разработано и уточнено, так как всестороннее развитие
Человека, а также народов не ограничивается его только
экономическим и социальным прогрессом. Напрочь забыто
о духовном и морально-нравственном развитии личности и
народов. По нашему мнению, как раз этим существенным
моментов и слаба Декларация о праве на развитие от 4 декабря
1986 года.
10. Право на улучшение условий духовной и материальной
жизни человека во всех частях мира, которое было
провозглашено Декларацией принципов международного
культурного развития сотрудничества от 4 ноября 1966 года ¹.
В статье X упомянутой Декларации указано о том, что
«При осуществлении культурного сотрудничества следует
уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному
воспитанию молодежи в духе дружбы, международного
взаимопонимания и мира».
Это право само за себя говорит, - о принадлежности к
Рассматриваемым правам и свободам.
11. Право каждого человека на пользование защитой
моральных и … интересов, которое возникло в связи с любыми
научными, литературными или художественными трудами,
авторами которых он является (статья 15 Международного Пакта
об экономических, социальных и культурных правах).
Защита моральных интересов – это есть гарантии духовно-
нравственных прав и свобод личности. Конечно, следовало бы
при этом упоминать и о гарантиях духовных прав человека.
12. На реализацию нравственных прав человека направлена
Всеобщая Декларация о ликвидации голода и недоедания от 16
ноября 1974 года ², которая преследует гуманные и нравственные
цели.
Таким образом, нами были вкратце рассмотрены духовно-нравственные права и свободы человека, закрепленные, в той или иной степени, в основных международных правовых документах. Конечно, многие международные правовые акты имеют свой перечень изучаемых нами прав и свобод личности, которые в принципе не противоречат Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, и по мере понимания ценности человеческой личности, ее прав и свобод существенно расширяют права и свободы человека.