ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина в различных правовых системах

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Международное право – одно из направлений

гуманизации и просветления законов,

установленных  человеческим сообществом

и даже природой,   - попытка создания 

всеобщего человеческого братства,

основанного  на общепризнанных

благодетелях:  любви, взаимопонимании …

 

Ивеша

 

         По международным правом понимается две самостоятельные правовые системы: международное публичное право (или общее международное право) и международное частное право. Нормы международного публичного и международного частного права служат одной и той же цели – созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях ¹.   К последним относятся духовная и интеллектуальная сфера.

         Международное частное право неразрывно связано с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Им регулируется особая группа гражданско-правовых (имущественных) отношений, которые имеют международный характер.   В международном публичном праве главное место занимают  политические взаимоотношения государств – вопросы обеспечения мира, международной безопасности, суверенитета государств и т.д.

         Международное публичное право всегда характеризует нормы, правоотношения и правосознание ²,  то есть указанные три формы существования права ³. 

         Следует отметить, что для международного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В центре внимания всех государств-участников международного общения должны быть человек, его

права и свободы.

         Основными субъектами международного права и международного общения (отношений) являются международные (межправительственные) организации, государства-участники международных отношений, юридические лица (организации) и граждане государств-участников ¹.

         Взаимосвязь государств находит свое выражение в расширении сотрудничества в самых различных сферах, о которых уже выше говорилось. В решении задач развития сотрудничества с различными странами важная роль принадлежит праву, правовым методам и средствам.

         Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев.

         В международном публичном праве роль основного источника регулирования отношений играет международный договор. В международном частном праве международный договор также имеет большое значение, но их правила будут применяться к субъектам отношений – гражданам и юридическим лицам – не непосредственно, а после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством.

         К субъектам, которые создают нормы международного права, следует отнести международные организации и государства ².

         Как правило, в международно-правовых нормах находит отражение сложный процесс взаимодействия государств, постоянного преобразования общественных отношений ³.

         К источникам международного права относят:

1.     Международные договоры (конвенции и пр.), как общие, так и специальные, которые содержат нормы общего международного права;

2.     Международный обычай, составляющий норму международного права;

3.     Общие принципы права, признающие государствами;

4.     Судебные решения международных судебных и арбитражных органов как вспомогательные средства для определения правовой нормы 4.

         В современной системе международных отношений важное место принадлежит следующим международным организациям: Организации Объединенный Наций и Совету Европы.

         24 октября 1945 года, когда был ратифицирован Устав ООН от 26 июня

1945 года ¹ Союз Советских Социалистических Республик (СССР), США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН, является днем создания Организации Объединенный Наций ².

         Основными задачами ООН являются: избавление грядущих поколений от бедствия войн; утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций; создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; содействие социальному прогрессу и улучшение условий жизни при большой свободе.

         Крупной заслугой ООН стала кодификация международного права ³.

         10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека 4, в которой сформулированы основные стандарты  в области прав человека, имеющих моральное значение, к достижению которых должны стремиться все народы и государства. В дальнейшем ООН были разработаны два других документа, которые содержали уже юридические обязательства для каждого ратифицировавшего их государств, - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года 5 и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 19966 года. Указанные Пакты о правах человека были приняты 21-ой Сессией Генеральной Ассамблеей ООН. Советский Союз ратифицировал Международные Пакты о правах человека в 1973 году, и они вступили в силу в 1976 году. В связи с распадом СССР права и обязанности, вытекающие для него из Пактов, перешли к России. После принятия Всеобщей Декларации права человека ООН подписало большое количество международных договоров и актов, касающихся прав человека.

         В свою очередь, Совет Европы был учрежден 5 мая 1949 года в результате принятия Устава Совета Европы 6 правительствами одиннадцати европейских стран (Королевства Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Великобритании и Северной Ирландии и др.).    Целью  Совета          является

осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

         Государства-члены Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую Декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года ,подписали 4 ноября 1950 года Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ¹.

         Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года – основополагающий европейский международный договор, к которому Россия уже будучи членом Совета Европы присоединилась, ратифицировав его 20 февраля 1998 года ².

         Совет Европы в целях обеспечения коллективного осуществления некоторых прав и свобод человека помимо тех, которые были уже включены в указанную Конвенцию, подписал ряд Протоколов к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которых насчитывается уже свыше десяти.

         Предметом нашего рассмотрения с учетом изложенной классификации прав и свобод в главе 3 настоящей работы являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного права.

         Итак, к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международно-правовых актах, относятся следующие права:

1.                         Право на жизнь, закрепленное во Всеобщей Декларации

прав человека, Европейской Конвенции и других международных документах.

Самой известной формулировкой морального запрета

является «не убий» Моисее, непротивление злу Иисуса Христа  

(Сына Бога, Сына Человеческого, Пророка, Моралиста), ахимея

(буквально – ненасилие, не вреждение) древнеиндийской культуры

(в особенности религии и философии джайнизма) ².

Статья 2 Европейской Конвенции гласит: «Никто не может

быть намеренно лишен жизни, за исключением случаев, когда

приводится в исполнение приговор суда».

Смертная казнь – есть убийство, осуществляемое

      государством в рамках его права на легитимное насилие. Ее можно

 

назвать «законным убийством», то есть убийством по приговору суда ¹.

Смертная казнь – всегда акт государственной деятельности ².

     Отсюда следует, что преступление, совершаемого государством,  

     приравнивается к акту государственной деятельности ³.

Смертная казнь – есть убийство как таковое, которая отрицает

полностью принцип нравственного отношения к человеку 4. И  

всегда она посягает на физическую, духовную и нравственную

целостность личности как факт насилия.

В настоящее время международным правом смертная казнь

запрещена (протокол № 6 от 28 апреля 1983года к Конвенции о

защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) 5.

2.                     Запрет пыток или бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения или наказания (статья 3 Европейской Конвенции, статья 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года 6,         статья 5 Всеобщей Декларации прав человека, статья 10 декларации о прах инвалидов от 9 декабря 1975 года 7,  статья 37 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года 8. 

                            Данное право по сути исходит из духовной и моральной автономии личности, на их ненасилие, не говоря уже о физической целостности человека.

                            К сожалению, статья 25 Европейской Конвенции допускает насильственные меры в отношении индивида по двум основаниям: за не выполнение законного решения суда, а также с целью выполнения любого обязательства, предписанного законом. Таким

              образом, насилие, проявляемое со стороны национальных государственных органов, Советом Европы вполне допускается и поощряется, с чем никак нельзя согласиться. Мы полагаем, что функция юридической ответственности вообще не должна       в себе

содержать репрессивно-насильственного момента.

         Как всем известно, насилие представляет собой узурпацию свободной воли личности, где одна сторона силой, внешним принуждением пытается навязать свою волю, власть другим ¹. А это всегда посягательство на духовную, нравственную и личную свободу!

         Насилие в любой форме ее проявления всегда противоположно морали (золотому правилу нравственности), ибо первое всегда направлено на уничтожение человеческого достоинства (личного, духовного и морального), ставит, наконец, выше свою волю над волею другой.

         Запрет на насилие – первый и основной морально-нравственный запрет.

         Практика показывает, что Совет Европы придает большое значение деятельности по искоренению пыток и плохого обращения, например, с последственными ².

3.                         Запрет всякой пропаганды войны (статья 20

                    Международного Пакта о гражданских и политических правах от 

                    16 декабря 1966 года).

                            Здесь комментарии излишне, так как о бедствиях, которые

несет война, написано много томов.

4.                         Запрет рабства или подневольного состояния (статья 4

Европейской Конвенции, статья 8 Международного пакта о

гражданских и политических правах).

         Говоря о запрете рабства, отличным комментарием

послужит высказывание Цицерона: «Нет ничего мучительнее

оскорбления человеческого достоинства, ничего унизительнее

рабства. Человеческое достоинство и свобода свойственны нам.

Будем же хранить их или умрем с достоинством» ³.

5.                         Пункт 1 статьи 10 Международного Пакта о гражданских и

политических правах от 16 декабря 1966 года гласит: «все лица,

лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и

уважение достоинства, присущее человеческой личности».

        

Достоинство человека – это есть нравственная ценность ¹, которое отражает оценку нравственной ценности человека, его общественной значимости, которую дает себе сам человек и окружающие его люди ².

По нашему мнению, указанное определение достоинства будет наиболее полным, если мы также будем говорить и о духовном достоинстве личности, которое, в свою очередь, подчеркивает духовное величие человека.

В настоящее время существует три подхода к пониманию достоинства:

А) Когда достоинство непосредственно зависит от общественного положения, где основной     ценностью является частная собственность, и достоинство зависит напрямую от денег (Буржуазная эпоха);

Б)      Понятие достоинства связывается с умом, талантами и возможностями человека. Это мировоззрение зародилось в эпоху Возрождения, была также присуща кругу разночинцев в России. Эта позиция, как и первая, уязвима именно с точки зрения морально-этических ценностей;

В)      Общественная значимость человека определяется, прежде всего, по морально-нравственному содержанию или облику человека, подход который наиболее считается верным. Это так называемое моральное достоинство человека, которое «равно той мере, в какой он готов (то есть способен и хочет) понять нужды другого» ³.

Все указанные толкования достоинства будут ущербны, если не сказать о совсем новом понимании достоинства, которое дается автором настоящей работы.

На наш взгляд, особую ценность представляет духовное достоинство, отражающее духовную значимость личности перед Богом, Духовным миром. Оно складывается в нашем понимании из веры, религиозного и этического облика личности, и, конечно, из духовного совершенства.

Выделяют соответствующие формы достоинства:

1.     Гражданское достоинство, под которым имеют ввиду

патриотические достоинство  (включает в себя любовь, гордость за свою культуру), национальное и воинское достоинство;

2.     Семейное достоинство, которое, в свою очередь, состоит из

супружеского достоинства (включает такие понятия, как честь, гордость), родительского, а также дочернего и сыновнего;

3.     Профессиональное достоинство, которое неразрывно связано с

гордостью, честью, представляемой профессией;

4.     Коллективная форма достоинства, среди которой могут

встречаться ложные –, например, воровское достоинство;

5.     Личное достоинство, о котором говорилось в подходах к

пониманию достоинства.

                   У различных социальных групп самооценка достоинства бывает разной. У одних наблюдается завышенная самооценка своего достоинства, а других заниженная.

                   В любом случае достоинство должно подкрепляться духовными и нравственными ценностями, которые выше на несколько порядков материальных в силу их связи с бытием более совершенным, чем бытие нашего материального мира ¹.

         Таким образом, не возникает никакого сомнения в том, что право человека на уважение его духовного и морального достоинства относится к группе духовно-нравственных, а не к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, что к первой же группе прав можно и следует отнести и право человека на гуманное обращение.

6.                        Право на свободу мысли, совести и религии. Это право

включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов, которое закреплено в статье 10 Европейской Конвенции, статье 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года ², которая была даже принята без голосования ООН. Кроме того, указанные Пакт и Декларация провозгласили также

                   запрет принуждения, умаляющее человеческую свободу иметь

или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Так, в пункте 1 статьи 2 упомянутой Декларации

указывается, что «никто не должен подвергаться

дискриминации на основе религии или убеждений со

стороны любого государства, учреждения, групп лиц или

отдельных лиц».

В то же время в международных актах делается оговорка о том, что «свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц», которая недопустима, ибо «богатый духовный мир предпочтительней бедного духовного мира» ¹.

Как указывалось нами ранее, религия, вероисповедание представляют собой всегда область духовной жизни человека, из которой вытекают духовные права личности.

Под совестью понимают нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его  душе, а также внутреннее сознание добра и зла ².

Этимология русского слова «совесть» означает соведение, то есть знание самого себя, или весть о себе. Совесть, как этическая категория определяется как механизм самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Пристальный анализ совести был приведен Г.Гегелем, который дал классификацию совести. Он выделяет:

1.     Совесть идеальную или истинную;

2.     Формальную совесть – совесть конкретного человека в реальной жизни. В этом делении Гегель намечает проблему меры совести, которая разворачивается в двух аспектах:

А) каждый человек имеет свою меру совести;

Б) один и тот же человек в разных жизненных ситуациях различно проявляет свою меру совести.

     В жизни человека совесть выполняет ряд важнейших функций, которые сводятся к следующему:

1.     Выражается в ее определении – самоанализ, самооценка и самоконтроль. Отсюда следует, что совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое

     несоответствие должному – неисполненность долга ¹;

2.  Совесть всегда определяет мотивацию поступков, где

     последняя очень важна в праве;

3.  Совесть оценивает последствия поступков.

                            Следует подчеркнуть, что субъективно совесть может

восприниматься как хотя внутренний, но и чужой голос, как

голос независимый от «Я» человека, или голос «другого Я».

Отсюда делают два противоположных вывода относительно

природы совести. Один состоит в том, что совесть – это голос

Бога. Другой состоит в том, что совесть представляет собой

обобщенный и перенесенный во внутренний план голос

значимый чем другие. Короче говоря, как полагают

отечественные этики, совесть – это голос «другого Я» человека,

той части его души, которая не обращена заботами и

утеснениями каждого дня ². Совесть говорит как бы от имени

вечности, обращаясь к достоинству личности. Безусловно, что

совесть – есть ответственность человека перед самым собой, как

носителем высших, универсальных ценностей ³, которые, как

отмечал О.Г.Дробницкий, возвышены, нравственны и

прекрасны 4.

                            Совесть имеет своих социальных носителей или субъектов:

                   нация, партия, человечество и пр. Следовательно, есть смысл

говорить о совести, например, нации или трудового коллектива.

         Завершая разговор о свободе совести, как о духовно-

нравственном праве человека, хочется напомнить о том, что

совесть, как правило, сравнивают с голосом морали 5.

         Русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что же и составляет

величие человека, как не мысль?» 6.

                            Свода мысли – личное право личности, которая означает

свободу индивида от любого идеологического контроля, право

каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных и

нравственных ценностей, которое охватывает все аспекты

                  интеллектуальной и духовной жизни человека ¹.

                            «Мысль, дух, душа не есть что-либо материальное и

                   даже не вещество, а лишь сросшийся комплекс многообразных

                   сил, результат совместного действия многих веществ,

одаренных силами или свойствами», - как отмечал Л.Бюхнер ².

         Иногда мысль сравнивают с крыльями души.

         По нашему мнению, мысль – это есть средство выражения

Духовного, морально-душевного и материального мира человека,

а значит свобода мысли по сути дела характеризует свободу

человеческого духа и души.

7.                         Запрет всякого выступления в пользу национальной,

расовой или религиозной ненависти, представляющее собой

подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

         Указанная по существу моральная норма закреплена в

статье 20 Международного Пакта о гражданских и политических

правах от 16 декабря 1966 года.

         Здесь также можно говорить о некоторых гарантиях

духовного мира человека, а также о моральной

неприкосновенности личности.

8.                         Право ребенка на благоприятные условия, которые

позволяли бы ему развиваться духовно, нравственно, физически,

умственно и в социальном отношении здоровым и нормальным

путем и в условиях свободы и достоинства.

         Это по истине духовно-нравственные прав личности,

которые были как нельзя лучше провозглашены Декларацией

прав ребенка от 20 ноября 1959 года (Принцип 2).

9.                         Право на всестороннее развитие человека, закрепленное

Декларацией о праве на развитие от 4 декабря 1986 года ³,

Которое оговаривает об экономическом и социальном прогрессе

и развитии народов.

Указанное право по неизвестным причинам не было более

детально разработано и уточнено, так как всестороннее развитие

Человека, а также народов не ограничивается его только

экономическим и социальным прогрессом. Напрочь забыто

о духовном и морально-нравственном развитии личности и

народов. По нашему мнению, как раз этим существенным

моментов и слаба Декларация о праве на развитие от 4 декабря

1986 года.

10.                        Право на улучшение условий духовной и материальной

                   жизни человека во всех частях мира, которое было

провозглашено Декларацией принципов международного

культурного развития сотрудничества от 4 ноября 1966 года ¹.

         В статье X упомянутой Декларации указано о том, что

«При осуществлении культурного сотрудничества следует

уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному

воспитанию молодежи в духе дружбы, международного

взаимопонимания и мира».

         Это право само за себя говорит, - о принадлежности к

Рассматриваемым правам и свободам.

11.                        Право каждого человека на пользование защитой

                   моральных  и … интересов, которое возникло в связи с любыми

                   научными, литературными или художественными трудами,

                   авторами которых он является (статья 15 Международного Пакта

                   об экономических, социальных и культурных правах).

                            Защита моральных интересов – это есть гарантии духовно-

                   нравственных прав  и свобод личности. Конечно, следовало бы

                   при этом упоминать и о гарантиях духовных прав человека.

12.                        На реализацию нравственных прав человека направлена

                   Всеобщая Декларация о ликвидации голода и недоедания от 16

                   ноября 1974 года ², которая преследует гуманные и нравственные

                   цели.

         Таким образом, нами были вкратце рассмотрены духовно-нравственные права и свободы человека, закрепленные, в той или иной степени, в основных международных правовых документах. Конечно, многие международные правовые акты имеют свой перечень изучаемых нами прав и свобод личности, которые в принципе не противоречат Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, и по мере понимания ценности человеческой личности, ее прав и свобод существенно расширяют права и свободы человека.

 

 

Hosted by uCoz