ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА

 

                                                       

Человек для человека должен

быть святыней.

Сенека

 

Нравственная задача современного

человека состоит в том, чтобы

привести свою жизнь в соответствии

с истиной закона ненасилия.

А.А.Гусейнов

 

Вы думаете, что ваши законы насилия

исправляют зло; только увеличивают его.

Вы тысячи лет пытались уничтожить зло

злом и не уничтожали его, а увеличивали

его. Делайте то, что я говорю и делаю,

и узнаете правда ли это.

Иисус Христос

 

 

         На всех исторических этапах развития человеческого общества существует инстанция, являющиеся существенной необходимостью против хаоса и предотвращающей людей от опасности войны, которой выступает государство ¹.

         Государство – продукт общественного развития, которое представляет собой исторически развивающиеся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции ².

         Как мы знаем, общество понятие шире, чем государство. Под обществом, по В.Н.Хропанюку, следует понимать «совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводства и саморазвитие» ³. При этом, общество не произвольное или     принудительное

объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренной волей и сознанием.

         Основными социальными регуляторами человеческих отношений в обществе выступают такие социальные нормы, как религиозные нормы, нормы морали, нормы традиций, обычаев и ритуалов ¹.

         В настоящее время существует огромное разнообразие определений государства, начиная с античности до нынешнего времени.

         Так, например, Е.Н.Трубецкой определяет государство как «союз людей, властвующей самостоятельно и исключительное в пределах определенной территории» ². В.М.Хвостов писал, что государство – «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» ³. Скажем, что ближе к сущности понятия государства подошел Л.Гумплович, в работах которого изложены характерные черты теории насилия по происхождению государства. Он определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» 4.

         В.В.Лазаре дает следующее определение государству: «Государство – это особая организация публичной власти (политической ) господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающаяся специальными аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию» 5.

         Т.Гоббс уподоблял, например, государство библейскому чудовищу левиафану, гигантскому живому организму, возникшему в результате общественного договора 6.

         В широком смысле слова под государством следует понимать объединение множества людей, подчиненных правом или правовым законом, целостность ассоциации которых создается публично-властными структурами, олицетворенных соответственно в государственно-правовом институте.

         Государство, являясь организационной силой, цементировало общество людей на принципе принуждения и насилия 7. Таким источником государства, как отмечал К.Каутский, является внешнее насилие и войны 8.

Хищную природу государства точно описывает Л.Леонов: «Появились вожди, утверждающие, что полезно, по обычаю долго бородатых предков, сожрать в бою дымящееся, кровоточащееся сердце врага. Бывали случаи, когда враждующие страны в одну ночь обращались в кладбища и трупные бочонкообразные черви становились единственным населением благословенных долин. Были примеры, когда за ночь заставала двух вооруженных друзей-держав на шумном банкете, и потом одна с легкой дрожью изумления просыпалось в брюхе другой. Кратковременные передышки и мирные сны капиталистического процветания не обманывали уже никого: дьявол любит казаться ласковым» ¹. Л.Н.Толстой справедливо считал, что государство – это источник неравенства и насилия и его не следует ни в коем случае поддерживать ².

         По И.Канту, осуществления права, чтобы оно было обязательным, наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить, как утверждает указанный автор, принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Как отмечал дальше этот немецкий философ, сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения ³.

         Таким образом, «государство цементировало общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимой для того, чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином не был достигнут, конечно, он не достигнут и поднесь», - писал известный русский писатель Д.Л.Андреев 4. Э.А.Гутнов отмечал, что «власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе. И поэтому оно построено на лжи, ибо страх порождает ложь. Страх связан не только с ложью, но и с жестокостью» 5.

         При становлении государства, как уже говорилось, главным социальным регулятором общественных отношений стало право или система правовых норм. Государство монополизировало право среди других социальных регуляторов. Право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемых вовне человеческих поступков. Как отмечал

Кант, при этом субъективные мотивы, строй мыслей и переживание право совсем не интересует: ими занимается мораль ¹.

         В целом государство есть бездушный автоматизм, природа которого вне этики, ибо насилие всегда находится вне морали ² (см.с.70). Государство, как правило, руководствуется интересами больших масс. К интересам личности государство безучастно. Государство и его институт гражданства противостоят духовности и морали (см.с.76). Духовность же государству не известна совсем, и о духовном и моральном благе – как личности, та Ки народа оно не может иметь ни малейшего понятия ³.

         Таким образом, следует, что государство противостоит естественным духовно-нравственным правам человека, ибо пространством последних выступает мораль и религия.

         Духовно-нравственные права и свободы личности так таковые могут существовать и быть в полном объеме реализованы в обществе где нет насилия. Можно с уверенностью сказать, что государство является тормозом духовного, нравственного и культурного развития и совершенствования человека!

         Развитие в человеке этических начал, способных не только поддержать, но и совершенствовать социальную гармонию, позволяет снизить в обществе значимость принципа государственного принуждения, насилия, последующее исчезновение которых ставит под сомнение необходимость существования государства 4.

         В предшествующих главах указывалось о том, что нравственные требования и оценки вырабатываются непосредственно массовым сознанием (в отличие от правовых норм) и являются по сути более надежными, чем нормы права, ибо моральные нормы всегда в отличии от норм права легитимны.

         А.И.Солженицын отмечал, что «нравственное начало должно быть выше, чем юридическое» 5. Даже, например, пространственно-временная разъединенность людей не может полностью порвать их слитность, объединяющее всех людей – нравственное начало 6.

         Принято считать, что право, а это очевидно, - жесткий и строгий и сугубо формализированный регулятор, как мы выше указывали, мораль же – регулятор более мягкий, не столь строгий, в большей мере, соответствующий

духовным началам в жизни людей и поэтому более социально ценный,      -более «высокий», имеющий дальнюю перспективу в своем существовании и в развитии общества ¹.

         По нашему мнению, когда значимость норм морали в обществе возрастет, начнется процесс плавного преобразования сущности государства в некое совсем новое человеческое общество, существенно отличающегося от современных типов государств ². Его, по всей видимости, следует назвать нравственным правовым обществом, которое основано на высоком нравственном отношении людей друг к другу, а также ко всему окружающему живому миру (флоре и фауне), где в первом будут соблюдаться все естественные права и свободы присущие человеческой личности (правовое общество).  Отношения людей в нем будут поддерживаться только моральными нормами, а также нормами религии, если, конечно, таковые тогда будут.

         Предшественником данного общества можно, по всей видимости, назвать так называемое нравственно-правовое государство, речь о котором велась на страницах газеты «Молодежь  Татарстана» ³.

         В нравственном правовом обществе (Братстве) приоритет будет отдаваться духовным и моральным ценностям личности (духовно-нравственным правам и свободам человека). Безусловно, что к этому времени, возможно, будет решена проблема создания совершенной морали мирового масштаба, о которой указывалось в настоящей работе. Произойдет так называемый нравственный симбиоз различных культурных сообществ 4.

         Концепция нравственного правового общества, обеспечивающее постепенный переход к любви, равенству, справедливости, духовности и гуманизму, - важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.

         Нравственное правовое общество – это сразу нравственный, эстетический и политический идеал 5, концепция которого нацелена на коренное изменение духовных и моральных основ человеческой жизни. По нашему мнению, Россия с ее духовными, моральными, человеческими, природными и, наконец, материальными ресурсами не только может, но и обязана, нравственно обязана стать одним из моторов мирового преобразования сущности государства в нравственное правовое общество (Братство) 6.

 

Hosted by uCoz