ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

НОРМЫ МОРАЛИ (НРАВСТВЕННОСТИ)

 

 

Мораль – удивительное общественное

явление, полное загадок и не проницаемых  тайн.

 

Л.Н.Митрихин

 

В нашей жизни можно все пережить –

и развал экономики, и распад государства,

можно, наконец, пережить даже расставание

с самым дорогим, что у нас есть, - с

Родиной, но с разложением нравственности,

когда этот процесс затрагивает целые

государства, огромные массы людей, не может

справиться ни один народ земли.

 

В.В.Марасин

 

ТАБЛИЦА № 1

         ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

 

Средства при помощи которых  обеспечивается законность и правопорядок в обществе

Общие

духовные, нравственные

социальные

экономические   

политические

             Специальные

Система мер предупреждения правонарушений

установление запретов и юридических санкций за

нарушение требований норм права

применение мер государственного принуждения на основе норм права

четкая деятельность органов и организаций, должностных лиц по осуществлению функций надзора и контроля за соблюдением законов

 

Мы еж неоднократно отмечали, что через

мораль представлена одна из сторон

(один из моментов) духовной жизни, что

мораль является одним из механизмов

одухотворения человека.

 

А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян

 

 

         Термин «мораль» - и по содержанию и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». В русском языке есть самобытный термин «нравственность», который является эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Термины «этика», «мораль» и «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения.

         А.А.Гусейнов считал, что в «современном – в живом и литературном – русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми» ¹. Обычно понятие «мораль» отождествляется с понятием «нравственность». Так, например, в Большой Советской энциклопедии указывается, что нравственность то же, что и мораль ². Там  же мы находим подробное толкование слова «мораль», которое сводится к следующему: «Мораль (лат.moralis – нравственный, от mos, мн.ч. morеs – обычай, нравы, поведение), нравственность; один из основных способов нормативного регулирования действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики»³.

         В то же время ряд авторов утверждают о том,что понятие морали шире,

чем нравственность ¹, которые под нравственностью понимают совокупность норм, принципов, предписаний и оценок, регулирующих различные сферы жизнедеятельности  людей. Некоторые авторы полагают, что нравственность более широкое понятие, которое вмещает в себя деформации, отклонения и искажения морали, то есть норматива. В связи с этим в настоящей работе все три вышеупомянутых термина будут для простоты изложения материала, а также во избежание каких-либо дискуссий отождествлены.

         Итак, мораль – неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Поэтому в морали функции регулирования и ее роль как духовного фактора нераздельны ².

«Есть духовные ценности , - как писал общественный деятель Вацлав Воровский, - без которых не может существовать человек, по крайней мере, обыкновенный, средний человек. К ним в первую очередь принадлежит нравственная мирооценка. Если вы отнимите у человека его этический критерий, не давая ему нового, - вы погружаете его в мрак, вы толкаете его, слепого, на бездорожье, готовите ему погибель» ³.

         Традиционно мораль определяется как древнейшая форма общественного и индивидуального сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех, без исключения, областях жизнедеятельности человека 4.

         «В своей повседневной жизни человек руководствуется этикой, внутренним моральным кодексом, который он принимает на себя и исполняет добровольно, сообщества людей объединяет нравственность, устный или письменный моральный кодекс, обязательный для исполнения каждым членом сообщества. Первыми известными нравственными нормами являются заветы Божии, принесенные Моисеем. Юстиция, правосудие всего лишь устанавливает меру ответственности людей за неисполнение нравственных законов», - как отмечают в своей работе «Новая хронология земных цивилизаций» известные исследователи С.И.Валянский и Д.В.Калюжный 5.

Как правило, мораль фиксирует уровень должного, которая

представляет собой систему наиболее устойчивых, типичных, характерных норм, оценок или императивов, которые в качестве стандарта предъявляются к поведению человека со стороны общества. Она впитывает в полном смысле слова в себя религию и все многообразие культур, начиная с этических и кончая национальными.

         В.Н.Хропанюк, например, считал, что нормы морали (нравственности) – это есть правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением ¹. С такой позицией и даются «нравственная интерпретация и оценка всех общественных отношений» ².

         Итак, можно сказать о том, что пространством морали всегда выступают отношения между людьми ³.

         По всей видимости, более содержательную формулировку морали дает О.Г.Дробницкий: «Специфика морали как особого способа регуляции человеческой деятельности состоит в следующем: нравственные требования и оценка вырабатываются непосредственно массовым сознанием (в отличии от правовых норм), санкционируются в конечном итоге волею всего общества и претендуют на общечеловеческое значение, осознаются и формируются в виде норм однотипного поведения, а также принципов и идеалов, обладающих характером безличного долженствования, имеют ценностное обоснование, для своего осуществления не нуждаются в осознании их отдельными индивидами в форме личного убеждения и мотива и, наконец, прилагаются не только к отдельным поступкам, поведению индивидов иди групп, но и к жизненному укладу общества в целом. Таким образом, нравственность представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, воззрения на человека, общество и историю» 4. Отсюда исходит, что мораль есть общественное начало в человек, которое связывает людей и отношения между ними воедино 5.

О.Г.Дробицкий выделяет три существенных элемента морали:

моральное сознание, нравственное отношение и моральная деятельность ¹. Итак, моральное сознание отражает моральное отношение в виде соответствия представлений человека о понятиях добра, зла, справедливости, то есть личное, автономное, идущее «изнутри» ². Нравственные отношения регулируют, в свою очередь, моральную деятельность в различных формах требований к человеку. При этом нравственное отношение напрямую связано с такими понятиями, как долг, ответственность, совесть, благородство и порядочность. Ну, а моральная деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации включает в себя то, как принято поступать в том или ином обществе, словом, - образцы поведения людей в конкретный исторический период.

         Согласно средневековому итальянскому философу и теологу Фоме Аквинскому, человеческие поступки делятся на две группы: те, которые регулируются моральным законом, и те, которые лежат в сфере человеческой инициативы ³. Именно в последних можно усмотреть присутствие Бога. Подтверждая сказанное Аквинатом, русский писатель В.Г.Короленко писал: «Нет такого злодея, у которого не было бы в душе Божьей искры» 4. Да, весьма и весьма впечатляюще …

         Моральный закон не подавляет свободу и чувство собственного достоинства, ибо он учит человека различать добро и зло, который обращен не только к воле, но и к разуму 5.

         Идея закона нравственности заимствована, как утверждает В.Гертых при рассуждении о моральном законе Аквината, из политики, перенесение  в область нравственности которой предполагает определенную подвижность термина в плане проведения аналогии 6. О последнем в переносном смысле, собственно, и указывалось ранее.

         Моральный закон, например, для Фомы Аквинского не является единственным путем к Богу, лежащим через нравственность. При этом, выполнение воли Бога не есть осознанная необходимость, как бы об этом не уверяли марксисты и прочие. Но все дело в том, что воля Бога не есть принуждение (не порождает необходимость), но есть вызов к сотворчеству.

         Конечно, «моральный закон, и как справедливо писал Ю.А.Шрейдер, - может регулировать поступки лишь на основе признания приоритета духовного над материальным как принципа устройства действительности»!¹

         Фундаментальным правилом нравственности является так называемое «золотое правило», которое заключено в следующем: «Не поступай по отношению к другим, так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» ². Это правило чаще всего осмысливается как основополагающая, важнейшая моральная истина. В наиболее полном и развернутом виде она представлена в Нагорной проповеди Иисуса Христа:

 

«Итак во все, как хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы сними; Ибо в этом закон и пророки»

(Мф. 7:12)

 

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы

поступайте с ними»

(Лк. 6:31).

 

         Ряд авторов считает (например, С.Н.Лазарев), что в понимании золотого правила прослеживается меркантильная сторона, которой вообще не должно быть, человеческие отношения должны основываться на любви, где последняя не знает и не несет в себе принципа «золотого правила» нравственности. В этом, по нашему мнению, бессомненно есть свое рациональное зерно …

         Мораль А.А.Гусейнов и Р.Г.Апресян определяют как:

  1. Господство разума на эффектами;

  2. Стремление к высшему благу, к совершенству;

  3. Добрую волю, бескорыстие мотивов;

  4. Способность жить в человеческом общежитии;

  5. Человечность и ее общественную (человеческую) форму отношений между людьми;

  6. Автономию воли;

  7. Взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности;

  8. Конкретные выражения морали выступают в качестве запретов, нормативность которой всегда обращена к разуму;

  9. Мораль есть совершенное состояние души человека ¹.

         По мнению П.А.Кропоткина, нравственность представляет собой сложную систему чувств и понятий, к большому сожалению, медленно развивающихся в человечестве ². В ней он выделяет три составные части:

 

  1. Инстинкт, то есть унаследованную привычку общительности;

  2. Понятия нашего разума – справедливость;

  3. Чувство, ободряемое разумом, которое можно было бы назвать самоотвержением или самопожертвованием ³.

         Мораль и есть та самая человечность, как отмечали этики, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера 4. В русском языке понятие «человечность» идентично такому слову, как «гуманность» 5. В свою очередь, человечность всегда связана с любовью и жалостью. «человечный человек» - это человек любящий и жалеющий», - так указал в своих предсмертных записях Э.Г.Гутнов 6.

         С.В.Мейен в совеем этическом принципе, который назван принципом сочуствия, напоминает нам о то, что «общность людей держится не на практических интересах, не на моральном долге, но на любви» 7. В основе морального сознания человека лежит любовь к тем, среди которых он живет, а также к своей среде обитания, дающей ощущение ценности бытия. Как указывает Мейен, эта любовь распространяется на прошлое, будущее и настоящее. Аналогично так думает, например, С.Н.Лазарев, который указал: «Прошлое, настоящее, будущее – это объекты любви. Человек должен стремиться к ощущению в себе любви» 8. В свою очередь, как отмечает последний автор, «любовь без морали жить не может, а мораль без любви – нет» 9.

         Таким образом, уровень морали (нравственности) определяется количеством любви, которую она содержит, где первая невозможна без второй ¹.

         Общепризнанного научного определения любви нет ². Это, пожалуй, связано с тем, что любовь понятие емкое и многогранное. Хорошо, например, об этом еще сказал русский писатель И.С.Тургенев:

         «Тайны человеческой жизни велики, а любовь –

         Самая недоступная из этих тайн» ³.

         На древнегреческом языке, то есть библейском, любовь фиксировалась, по крайней мере, в трех терминах. Это эрос, что означает любовь – страсть; феелия, что означает любовь – дружбу; Агапе, что означает любовь – духовное единение. При чем, любовь – страсть более индивидуальная, любовь – дружба чаще всего охватывает особый круг людей, ну, а любовь духовная распространяется на всех людей 4.

         Из Большого энциклопедического словаря, например, следует, что «любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме Любовь или эрос – побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь – любовь свободная от чувств, влечения. Половая любовь в современной ее форме – индивидуально-избирательные чувства – результат длительного исторического развития человеческой личности» 5.

         «Любовь – это, когда чувства не зависят ни от физических, ни от духовных факторов», - так отмечал С.Н.Лазарев 6, фактически описав природную сущность любви. В.В.Марасин, к примеру, говорил: «Любовь – это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение» 7.

         Известный русский писатель Л.Н.Толстой неоднократно говорил: «Где любовь, там и Бог» 8.

         В любви и через любовь в человеке обнаруживается Божественное начало:

 

«Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви

пребывает в Боге, и Бог в нем»

 

(1 Ин.4:16)

 

         Только Иисус Христос (Сын Божий …) возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дав ему адекватное метафизическое обоснование ¹.

         Любовь сравнивают с гармонией ².    Любовь поднимает человека над собственными эгоистическими интересами, которая для человека по сути дела является вечной, бессмертной, Божественным началом, придающая бренной мирской жизни отсутствующей в ней смысл ³. Любовь смиренна, она есть служение другим людям 4. Любовь деятельная 5. Любовь всегда бескорыстна 6.

         Конечно, подлинное испытание любви человека – это есть его отношение к врагам. В этом вопросе Иисус Христос совершил подлинную революцию, изложив в своей заповеди следующее:

 

 «Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших,

благотворите ненавидящим вас,

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»

 

 (Лк. 6:27-28)

 

         Как высший, основополагающий закон жизни, любовь является единственным нравственным законом. Человечество не может отступить от закона любви, чтобы не деградировать в «нравственную порочность». «Закон любви – не заповедь – писал Л.Н.Толстой, - а выражение самой сущности христианства. Это вечный идеал, к которому люди будут стремиться».

         Отношения к людям, проникнутые любовью к человеку, заботой о его благе, уважение к человеческому достоинству, - гуманизм 7. Так, например, А.И.Солженицин, говоря о цельном и настойчивом чувстве любви к своей родине и к своему народу, подразумевает также и о чувстве патриотизма 8.

Любовь, как точно подметил Э.А.Гутнов, должна быть одухотворена, проникнута началом, где первая не может быть исключительной духовной, она духовно-душевна и духовно-телесна ¹. Разумеется, что одухотворение человеческой любви и самого человека происходит через мораль ², и, по мнению автора настоящей работы, веру.

         Мораль, как мы видим, имеет непосредственное отношение к религии, философской метафизике и иным источникам сверхчувственного «знания», но не сводится к ним. Она начинается тогда, когда религиозная, философская или иная первоистина переводится в сокровенные ориентиры человеческого поведения, где она напрямую ответственная за осмысление жизни человека ³.

         Богословы всегда настаивают на том, что подлинная мораль не создана людьми, а дана Богом, без веры в которого она существовать не может 4. Происхождение нравственности обычно связывают с учением Иисуса Христа (Божьего Сына …) и его главным источником – Новым Заветом. И это утверждение является не случайным. Именно христианство выдвинуло на первый план нравственную проблематику 5. Иисус Христос является не только основателем мировой религии, но и создателем истинного жизнеучения, которое кратко определяют как этику любви. Именно он соединил воедино религию и мораль. Религия Христа имеет моральное содержание, а Его мораль имеет религиозные истоки 6. Заповедь любви, как нам известно, провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит:

 

 «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем

сердцем твоим, и всею душою твоею.

И всем разумением твоим»:

Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая же подобна ей:

 «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»

 

 (МФ. 22:36-40)

 

Таким образом, этика и понимание мира являются высшей системой

защиты человека от духовного распада ¹. При этом, мораль дает направление самому историческому бытию, которая выступает правдой о земной жизни ², а значит высота морального абсолюта не принижает, а возвышает человека ³.

         В.И.Даль нравственность разделяет на две разновидности: нравственность веры и гражданская нравственность, который отмечал, что «нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строго исполнения законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога» 4. По нашему мнению, следовало бы В.И.Далю выделить из нравственности веры так называемую житейскую или общественную нравственность, которая зиждется на совести и отлична от гражданской.  Безусловно, что нравственность веры всегда подразумевает о праведности, общественная нравственность,  когда человек соблюдает требования морали и соответствует им, говорит в полном смысле слова о нравственном человеке 5. В свою очередь, гражданская нравственность заключена в законопослушности граждан.

         В узком смысле слова к праведным относят благочестивых людей, не нарушающих религиозные правила и нормы 6. Более четкое определение праведности дает Д.Л.Андреев: «Следовательно, искомая этическая инстанция может быть построена на основе не так называемого научного мировоззрения – такого, в сущности, и не существует, - а на приобщении к духовному миру, на восприятие лучей, льющихся оттуда в сердце, разум и совесть, и на осуществление во всех сферах жизни завета деятельной и творческой любви. Нравственный уровень, вполне отвечающий перечисленным признакам, называется праведностью» 7. Отсюда можно сделать вывод о том, что праведность на несколько порядков выше  нравственности во всех указанных смыслах.

         Гражданская ответственность входит в нравственную гарантию законности и правопорядка в государстве, где последние также обеспечиваются и другими специальными мерами (материальными, политическими и юридическими) 8   (см.Таблицу № 1).

В.Н.Храпонюк отмечает, что «нравственными гарантиями законности и

правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровня их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям» ¹.

         Нравственный и духовный мир человека противопоставлен физическому, который связан с телесными ощущениями.

         Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нравственное правосознание людей складывается из духовно-религиозных и этических аспектов.

         В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободы от моральных оценок ². Пожалуй, сказанное наиболее полно и верно отражено в монографии Л.Н.Митрохина «Философия религии»: «мораль – единственный регулятор жизни, носящий универсальный характер, охватывающий все сферы деятельности человека, и без него милиция, народные дружины, суды, армия, различные формы контроля и наказаний не могут обеспечивать социально целесообразное,  «цивилизованное» поведение широких масс. Если общество не регулируется сознанием самих индивидов, оно неизбежно превращается в механический агрегат, лишенный витальной, самоорганизующей, воспроизводящей силы» .³

         Анализируя соотношение права и морали, В.А.Цыпкин выделил некоторые существенные отличия морали от права, с которыми вполне можно согласиться, а именно: преимущественный общественный характер права и более личностный – морали, которая, однако, не лишена и общественного содержания; право ориентировано на внешнюю деятельность людей, тогда как мораль охватывает и внутренние мотивы их поведения; право имеет особые средства и способы принуждения, чего нет у морали 4, в чем последняя во многом выигрывает при регуляции общественных отношений.

         Во многих национальных законодательствах право выступает гарантом нравственности.

         Неоспоримо то, что влияние морали на право всегда придает нравственную ориентацию ¹. Так, например, проявляя гуманизм в отношении отдельных категорий лиц, совершивших преступления, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации свои постановлением «Об объявлении амнистии» от 18 июня 1999 года № 4147-11 ГД ² освободила от наказания в виде лишения свободы, независимо от назначенного срока, осужденных.

         Л.Н.Толстой отмечал: «Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно и одно только дело оно делает – оно  уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет. Нравственные законы уже есть, человечество только уясняет их себе и уяснение это кажется неважным и незаметным для того, кому не нужен нравственный закон, кто не хочет жить им. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» ³.

         Подводя резюме вышеизложенному, можно сказать о том, что конечной целью нравственности является «создание в обществе такой атмосферы, чтобы большинство вполне импульсивно, то есть без колебаний, совершало бы именно те поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью каждого в отдельности» 4. Она заключается в том, что моральный закон наставляет, образовывает разум, который должен строить рациональное действие в сторону добродетели 5. А без человеческих образцов высшей нравственности, по Ю.А.Шрейдеру, не возникает элементарное моральное просвещение, без которых сложившиеся нравственные устои подвергаются размыванию временем 6.

         Конечно, духовное и моральное просвещение – это одна из ключевых проблем человечества, не решаемых чисто прагматически, к которому оно неизбежно идет.

 

Hosted by uCoz