ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА


Гостевая книга
Полный текст (zip)
iventev@gmail.com
    Введение
Понятие прав и свобод человека и гражданина
Социальные регуляторы общественных отношений
Религиозные нормы
Нормы морали (нравственности)
Классификация прав и свобод человека и гражданина
Международное право
Система права Российской Федерации и Республики Татарстан
Международно-правовые гарантии
Гарантии в Российской Федерации и Республике Татарстан
Общее международное право
Законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан
Концепция нравственного правового общества
Заключение

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ

 

Ты не можешь видеть государства без

Стен, без законов, без монет, без

Письменности, но никто еще не видел

Народа без Бога, без молитвы, без

Религиозных упражнений и жертв

 

Плутарх

 

Религия не должна быть отделена от

государства

 

И.С.Глазунов

 

         С появлением человека разумного произошла религия, который обратил внимание, что религия, вера в Бога или богов – явление всеобщее.

         Слово «религия» происходит от латинского religio, что означает совестливость, благочестие и святость. Из глагола religo, как объяснял смысл слова религия раннехристианский мыслитель блаженный Августин, исходят такие понятия, как связываю развязанное, воссоединяю.

         В русском языке эквивалентом слова «религия» выступает слово вера. Так, вера – наличие убежденности в чем-либо. «Русская жизнь представляет из себя, - как писал А.П.Чехов, - непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала» ¹.

         Связь религии с верой четко прослеживается в определении понятия религии, данное В.И.Далем: «Религия – вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убеждения» ². Вера, как сказано в Библии, «действует любовью» (Галл.5:6) ³.

         Помимо указанного определения религии, существует большое количество ее интерпретаций, некоторые из которых приводятся ниже.

         Религия – это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом, как считал богослов А.Мень 4. Указанная связь осуществляется посредством религиозного (духовного) опыта – особого вида духовного или трансцендентного познания.

С точки зрения психоанализа Эриха Фромма: религия – это система

ориентации человека в мире, примеры преданности цели, идее или силе, превосходящей человека ¹.

         «Религия – это есть, - как пишет А.Б.Зубов, - совокупность способов достижения человеком Бога, смертным – бессмертного, временным – вечного (теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного бессмертного Бога – Творца (демонические религии)» ². Демонической религией часто именуют магическую, или, попросту, магией. Магия есть определенная религиозная практика, ориентированная на подчинение духов или положительная (привлечение их сил себе в подмогу) или отрицательная (так называемая защитная магия, когда воздействие духов стараются избежать) ³. В свою очередь, магия подразделяется на белую и черную. Первая признает Бога – Творца, а вторая – Бога – Творца «выносит за скобки» актуальной религиозной практики. Магии родственно такое понятие как оккультизм – связь с умершими.

         За период существования человека появилось и исчезло большое количество религий. В первобытном обществе существовали так называемые языческие религии (мифология, тотемизм, магия, анемизм и фетишизм), некоторые формы которых дошли до наших дней.

         Самой первой традиционной религией была теология или учение о Боге. Позднее появилось богословие – учение о прославлении Бога.

         В настоящее время выделяют три мировых религий: христианство, ислам и буддизм. Основателем христианства, носящий Его имя, является Иисус Христос (Божий сын, Сын Человеческий, Пророк и Моралист). Основателем мусульманской религии и цивилизации принято считать Мухаммеда (Пророк). А родоначальником буддизма является Будда.

         Кроме мировых религий существуют национальные религии, такие как конфуцианство, основателем которой является древнекитайский мыслитель Конфуций, иудаизм и пр. Последняя  религия непосредственно связана с законодателем и учителем еврейского народа Моисеем.

         В религии существует культ или обряд, который тесно связан с сообществом людей и неотделим от мифа. «Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, - как отмечал Карл Ясперс в своей работе «Философская вера», - обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости» ¹.

         Религиозный обряд всегда есть обряд Веры ².

         Легендарный древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Одиссея» (Глава 3, стих 48) указывает: «все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду».

         Религия позволяла и позволяет человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения ³.

         Таким образом, нормы религии исходят из представлений людей о Боге, как творце мироздания и основополагающих начал человеческого общежития 4.

         В конце нашего столетия в существование Бога, например, не сомневаются не только верующие, но и даже ученые-атеисты, которые однозначно утверждают: «Бог есть» 5.

         Религиозные нормы (церковное право) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права 6. Например, речь идет о некоторых странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.

         Церковное или каноническое право преподавалось в XIX – начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость ¹.

         Более содержательное определения церковного права дает В.А.Цыпкин: «Церковное право – это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера» ².

         Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата) ³. Следует добавить, что религиозные основы прав мы находим и в отечественных источниках (например, Русская Правда).

         Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое 4. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право, приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).

         Первая, кстати, Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти.

         «И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу,

и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25).

В настоящее время существуют государства, в которых одна из

религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в  Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.) ¹.

         Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции» ².

         Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию» ³.

         Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и  др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства» 4. Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль 5, с мнением которого вполне можно согласиться.

         В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединения» от 14 июля 1999 года 6 религиозные праздники по всей республике объявлены нерабочими днями. Это не смотря на то, что Республика Татарстан является, как и Российская Федерация, светской.

         По мнению автора, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличии от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.

         Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания» ¹.

         В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира» ².

         Как уже говорилось ранее, некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами.

         Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

         Верно указывает Г.Н.Манов о том, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества …, ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» ³. Например, А.И.Солженицин в одной из передач на общественном теле-радиовещании «Узел», которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: «Религия – это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно4.

         Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали 5. В качестве комментария сказанному уместно будет процитировать А.Б.Зубова: «этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе – суть той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку – проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной»¹.

         К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же – на его гетерономии» ².

         В.Н.Хропанюк в общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность ³ (см.Таблицу № 1).

         Конечно, без знания того, что из Библии берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: «современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути вышеперечисленных и многих других конституционных принципов демократии» 4.

 

 

Hosted by uCoz